Метафизика как theologia naturalis?
Другая философия / Моральный кризис и метатехнические проблемы / Метафизика как theologia naturalis?

Как всем известно, другим названием для " prote philosophia" в аристотелевском сочинении, получившем впоследствии имя "Та мета та фюсика", было theologike, или, в полной форме, episteme theologike - это знание которое отличается от теологии как мифологической истории.

Аристотелевское понятие theologike в латинской христианской традиции переводилось как theologia naturalis, поскольку создается она посредством lumen naturale как естественного разума, а не посредством откровения. Может быть, только последователь Фомы Аквинского отважится сегодня сказать, что доказательство существования Бога действительно возможно средствами традиционной метафизики и даже в свете современных естественнонаучных исследований. Но кто решится утверждать эту возможность перед лицом технологического преобразования и разрушения природы? Как сказал Вико, theologia civilis как theologia historica по праву может занять место старой - theologia naturalis. Мы можем снова обсудить эту проблему двумя способами.

а) De facto: Начиная с Фабро предпринимались многочисленные попытки исследовать динамические, платоновские элементы в метафизике Фомы, то есть, скажем так, элиминировать из томистской системы характер theologia naturalis. Теодицея Шелера, основывающаяся на чувстве отчаяния, в большей степени скомпрометировала древний авторитет theologia naturalis.

б) De jure: Lumen naturale имеет свою логику. Но эта логика не только силлогистика "Органона", а еще и диалектика, открытая Гегелем, как логика истории. Но на Востоке существует несколько других типов логики, как, например,- у Лао-Цзы или в особенности у Чжуан-чжоу, доказывавших Единое по ту сторону бытия (наличия) и ничто как высшую Трансценденцию. (Ср. в моей книге: Betrachtungen uber das Eine, chs. V11-ХI. Р. 82-130).

    Смотрите также

    8.1 Стандартная семантика Д.Дэвидсона
      Работа Дональда Дэвидсона в философии языка сфокусирована на развитии такого подхода к теории значения, который был бы адекватен естественному языку. Представление Дэвидсона о семантическ ...

    9.4 Реализм и антиреализм: теоретико-познавательный аспект
      Спор о реальности или нереальности "внешнего мира" вообще и объектов познания в частности, известный как спор между представителями реализма и его противниками и имеющий очень с ...

    13.2 Бихевиористская редукция сознания
      Скептические выводы из концептуального анализа понятия сознания обычно отождествляю его с такими понятиями, как «эфир», «флогистон» и тому подобные, которые, согласно выражению Патриции Ч ...