Фундаментальная рефлексия над природой
Другая философия / Моральный кризис и метатехнические проблемы / Фундаментальная рефлексия над природой
Страница 1

а) Натура как physis, по моему мнению, относится строго к греко-римской традиции, пересмотренной иудео-христианской верой. Китайский эквивалент для перевода слова "природа", возможно, удивит вас всех.

Это не "сясянь" (яп. сидзэн), которое мы по-японски употребляем для перевода слова "природа", natura, но " тянь " (Небо). Как всем известно, на Западе Небо - одно из слов для трансцендентного Бога, во всяком случае, это касается после эллинистической терминологии. Небо - символ над-природного, противопоставленного природе, которая, согласно иудео-христианской традиции, сотворена Сверхприродным. Таким образом, на Западе существует противопоставление - вертикальное - Сверхприродного и природы.

b) Какое понятие противоположно природе как "тянь", Небу на Востоке, где сверхприродное невозможно, как невозможно сверхнебесное, где сверхприродного не существует вообще? В направлении ответа на этот вопрос скажем, что нельзя назвать в качестве такого противоположного "землю", поскольку иногда Небо-и-Земля как космическое целое означают то же самое, что и Небо. Что же на Востоке противопоставляется Небу или Небу-и-Земле как природе? Отвечая на этот вопрос, мы должны ввести второе слово, применяемое для перевода слова "природа", а именно "сясянь" (само-по-себе-такое", некоторое состояние само по себе). Это естественное состояние сущего, космического целого, и противопоставляется ему искусственное, техническое, то есть сделанное человеком. Таким образом, на Востоке существует горизонтальное противопоставление природы "1 тянь 0" и сделанного человеком, технического. В японском мифе, в "Кодзики" мы можем встретить уже в "век богов" сосуществование природы и техники в противопоставленных друг другу "куни" (земле) и "хара" (поле) как внешней природе и - "яхиродо-но" (великом дворце, "я" - "восемь", "хиро " - "сажень", длина вытянутых рук, "доно" или "тоно" - "дворец", т.е. "яхиродоно" буквально значит "зал площадью восемь квадратных саженей") технического сооружения, где боги работают и отдыхают.

с) Я должен здесь заметить, что в собственно западной традиции нет такого противопоставления природы и техники. На Западе техника относится к природе. Для ясности я процитирую первые слова первой метафизики, а именно метафизики Аристотеля. "Pantes anthropoi tou eidenai oregontai physei (Omnes homines scire desiderant naturaliter)". Это значит, что "все люди по природе стремятся к знанию". Следовательно, каждый вид знания есть форма осуществления естественного желания человека. А техника (h tecnh) - это одна из форм человеческого познания, которая относится к природе. После этих слов он перечисляет разные виды знаний, к которым относится и техника. Техника относится к природе. Следовательно, в западной традиции техника - это одна из модификаций природы.

d) Итак, и на Востоке и на Западе обнаруживается два мира. На Западе это мир природных явлений и сфера Сверхприродного, к которой относится и сфера сущности. Феноменология должна быть здесь понята как редукция духа к сущности в семантической ностальгии по Сверхприродному.

На Востоке два противоположных мира - это явленный мир природы самой по себе, и явленное механическое измерение сделанного человеком. Каждый из двух представляет внешнюю явленность. Здесь феноменология требуется в качестве средства сохранения феноменального. К примеру, некоторые буддийские философы говорят, что явление есть само по себе истинное, что, так сказать, явленное само есть сущность. Наиболее важная ценность не всегда находится внутри, как универсальная структура, но может быть индивидуальным внешним явлением, как прекрасный облик. Здесь имеет ценность внешнее, само явление. Внешнее имеет исключительную значимость для человеческой морали. Иными словами, и для природных, и для технических феноменов наиболее важно - именно внешнее. Сейчас также и в случае морали имеются природные феномены, подобные физическим соотношениям, поскольку иногда даже в моральном измерении внешнее должно быть оценено как нечто, имеющее большую ценность.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    8.4 Теоретико-игровая семантика Я.Хинтикки
      В основе теоретико-игровой семантики лежат, с одной стороны, математическая теория игр, а с другой—теоретико-модельная семантика. Как и эту последнюю, теоретико-игровую семантику интересу ...

    Древнегреческая философия. Платон.
    Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.- Материальный мир создан из хаоса, бесформ ...

    8.1 Стандартная семантика Д.Дэвидсона
      Работа Дональда Дэвидсона в философии языка сфокусирована на развитии такого подхода к теории значения, который был бы адекватен естественному языку. Представление Дэвидсона о семантическ ...