PhilosophyDay
Современная философия
"То аутоматон " (to aytomaton
) и автоматДругая философия / Моральный кризис и метатехнические проблемы / "То аутоматон " (to aytomaton
) и автомат
В тексте аристотелевской "Та мета та фюсика" есть загадочное слово - "то аутоматон". Это слово сбивало с толку многих комментаторов. В.Д. Росс высказал предположение, что это - автоматическая кукла, - механическая игрушка.
В нашей урбанистической ситуации имеется много автоматов, которые дают возможность получить желаемый нами предмет - такой, как напитки или сигареты, стоит только опустить монету или нажать соответствующую кнопку. Каждый человек пользуется ими без особого удивления. Сколько автоматов имеется сейчас в Японии? Согласно докладу Министерства индустрии, их свыше 5500000, включая билетные автоматы на железнодорожных станциях. Численность же населения Японии - около 120000000 человек. Следовательно, на каждые 20 человек приходится по одному автомату. По меньшей мере, в городских центрах численность автоматов превышает численность больших деревьев.
Это символ того факта, что технологические образования являются нашей средой обитания. Я почти уверен, что, по крайней мере, в некоторых городских районах насчитывается больше автоматов, чем деревьев.
"То аутоматон" греческой античности дарил человеческому существу удивление и радостное утешение, поскольку "то аутоматон" был диковинным инструментом. Что дают нам автоматы в нашей технологической среде? Наши автоматы представляют нам удобные и эффективные вещи для повседневной жизни. Они функционируют согласно необходимости, заложенной в механической структуре. Обычно в отношении автомата не возникает удивления. Удивление возникает только если он не функционирует, когда мы бросили в него монетку и нажали правильно кнопку. Следовательно, автомат является символом не только того факта, что наше окружение - некие технологические образования, но и символом технологического функционирования. Он символизирует идолопоклонство перед механической необходимостью, но также служит зеркалом технологического функционирования, своего рода технологией в миниатюре.
Никто из нас не говорит "спасибо", получая желаемую вещь из автомата. И в том, что мы не можем сказать "спасибо", есть определенная необходимость. Если мы опустили монету и нажали на кнопку, желаемая вещь должна выйти из автомата. Если желаемую вещь мы не получаем, мы выражаем неудовольствие. В наше время языковая активность перед лицом автомата - не благодарность, а жалоба.
В век автоматов мы можем получить желаемую вещь без слов благодарности. Больше автоматизма - меньше благодарности. И эта психическая реакция нашего времени чрезвычайно любопытна - мы забываем поблагодарить, получив желаемый предмет, поскольку человеческие отношения здесь отсутствуют. И я имею в виду не только человеческие отношения, но и отношения лицом-к-лицу в случае получения желаемого предмета. Таковы расстояние (portee), пройденное религией и предел (tragweite), до которого дошла религиозная духовность. Сегодня в каждой религии требование чего-либо от Бога или Будды считается самым существенным для молящегося. Хотя изначально во всех религиях первичным элементом молитвы была благодарность. Этот социо-психологический феномен чрезвычайно важен в сфере воспитания с точки зрения эко-этики, которая должна принять функцию нравственного воспитания в будущем. Если такая ситуация будет продолжаться и далее, с течением времени придет поколение, не знакомое с чувством благодарности, какое возникает, когда мы получаем необходимые нам предметы в нашей повседневной жизни. Для такого рода людей будет необходим другой способ воспитания, нежели тот который предполагается старой ментальностью. И это - также проблема эко-этики.
Смотрите также
Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не
согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и
материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...
13.2 Бихевиористская редукция
сознания
Скептические
выводы из концептуального анализа понятия сознания обычно отождествляю его с
такими понятиями, как «эфир», «флогистон» и тому подобные, которые, согласно
выражению Патриции Ч ...
4.6 Теория истинности А.Тарского
Тарский
поставил цель определить предикат "истинный", используя в
определениях только ясно приемлемые термины и избегая других недоопределенных
семантических терминов.
Рассмо ...