"Вокатив" как побуждение
Другая философия / Моральный кризис и метатехнические проблемы / "Вокатив" как побуждение

Конечно, чтобы вступить в "дативные отношения", Я и Другой должны быть в отношении "лицом-к-лицу". И в порядке бытия в отношении "лицом-к-лицу" с каждым Другим, Я должен соотнести Другого со Мной, Я должен, так сказать, повернуть Его лицо ко Мне, и Другой должен повернуть свое лицо ко Мне.

В порядке реализации этого типа соотношения, Я должен позвать Его в вокативном падеже. Как я уже писал, вокатив имеет важное значение в этическом измерении. Без вокатива, без его призывающей силы, Другой существует только в онтическом равновесии со всеми другими предметами вне меня. Что вытягивает Другого из этого равновесия, что заставляет Другого сломать поверхность сегодняшнего безразличия, так это вокативный призыв.

В технологическом измерении современного общества более всего механистической рутины. Механическое окружение, технологическое единообразие как новый способ коллективной идентификации - это искусство уничтожения личностных характеристик, поскольку ультрасовременные технологические аппараты управляются не чьей-то личностью, а только пальцами.

В равновесии и изоморфной перспективе технологического общества вокативный призыв есть нечто реально оживляющее метатехнические и онтологические мотивации человеческой жизни, жизни, для которой эко-этика - необходимость. Или лучше сказать, эко-этические размышления об онтическом равновесии проясняют важность дательного и звательного падежей в сфере человеческой межличностной деятельности.

На японском языке мы говорим "благодарю" с дативом, как и в латыни "gratias tibi". В современных европейских языках "Thank you" или "je vous remercie" требует аккузатива. Но в этих языках нет различия между дативом и аккузативом в отношении формы. В немецком "Ich danke Ihnen" требует датива. Таким образом, мы имеем смелость сказать, что "you" в "thank you" и "vous" в "je vous remercie" есть некоторого рода полудатив. В любом случае без "дативного отношения" нет акта giving to a person. В порядке прояснения важности "дативного отношения", я использую здесь "thanks be to" (быть благодарным (кому?)).

    Смотрите также

    Философия Французского Просвещения.- 18 век.
    Проблема человека, гуманизм.- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела. Смерть тела – прекраще ...

    9.1 Бертран Рассел: знание вещей и знание истин
      В теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным смыслам, в которых вообще может использо ...

    Глоссарий
      Абсолютная истина – истина, полностью исчерпывающая предмет познания; знание, тождественное своему предмету. Аналитические суждения — априорные, логические предложения, имеющие конвенц ...