PhilosophyDay
Современная философия
Введение.Другая философия / Методы и формы научного познания / Введение.Страница 3
Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности».
На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления[3]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.
Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий характер. На основании элементов, имеющихся в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.
Смотрите также
2.2 Онтология, эпистемология и
философия языка Рассела
Реформа
логики, предпринятая Г.Фреге, некоторое время оставалась в тени, что в немалой
степени объясняется не только оригинальностью предлагаемых идей, плохо
воспринимаемых в обстановке г ...
6.2 Дескриптивная метафизика
П.Ф.Стросона
П.Ф.Стросон
создал "дескриптивную метафизику" — учение, которое радикально
пересмотрело все исходные предпосылки философии анализа. При эттом он был уверен,
что продолжает и одн ...
Древнегреческая философия. Софисты. Сократ. Софистика
Открывает новый период – рационалистический! - Главная цель спора – не
истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского
иск-ва), где важным было не только красиво говори ...