PhilosophyDay
Современная философия
Философская позиция СтрувеДругая философия / Философская позиция СтрувеСтраница 1
1. Какие элементы марксистского учения принимались Струве, а какие отвергались?
1. В первый период своей творческой и общественно-политической деятельности (90-е годы XIX века) Струве находился всецело под влиянием экономической и социальной теории марксизма и "научной" философии позитивизма (такое соединение вообще было очень характерно для русских марксистов).
2. Как менялось в течение жизни его отношение к марксистской философии?
2. На первом этапе своего творческого развития Струве позитивно оценивая марксизм зато, что он с научных позиций доказывая неизбежность перехода экономики любой стране в капиталистическую стадию. Это мнение он сохранил неизменным и после того, как перестал признавать марксизм универсальным социальным и философским учением. Точно также на протяжении всей своей жизни Струве признавал определенную правоту социализма; она заключается в самом представлении об идеальном состоянии общества, о возможности развития общества в направлении к этому идеальному состоянию. Однако конкретное содержание этого идеального состояния и тем более те меры, которые социалистическое учение (особенно в варианте, предлагаемом Марксом) выдвигало в качестве необходимых для реализации идеального состояния, Струве признавал абсолютно ложными упускающими из вида самый важный фактор общественного процесса - отдельную личность. В учении Маркса предполагается, что приход общества от наличного несовершенного состояния к совершенному может быть осуществлен исключительно внешними мерами, с помощью определенных, заранее рассчитанных изменений форм внешней жизни. Это было бы возможно только в том случае, если бы общество и отдельный человек были простыми объектами, допускающими исчерпывающее постижение с помощью рациональных средств науки. По мнению Струве это предложение вступает в вопиющее противоречие с жизнью. Человек и общество столь же бесконечны таинственны и мистичны, как все бытие, поэтому их точное и исчерпывающее познание невозможно а значит, невозможно и преобразование общества к совершенному состоянию с помощью простого набора внешних мероприятий.
Смотрите также
9.1 Бертран Рассел: знание вещей и
знание истин
В
теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием
вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным
смыслам, в которых вообще может использо ...
8.3 Трансляционная и
теоретико-модельная семантика
Идея
трансляционной семантики, понимаемой в духе Катца[408], заключается в том, чтобы
построить отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего
языка с четкой структурой ...
10.7 Когерентная
теория истины
Истина
приписывается утверждениям, пропозициям или чему бы то ни было, что мы
принимаем за первичные носители истинностного значения, либо
·
п ...