Эпикурианство Epicureanism (эпикуреизм, эпикурейство)
Другая философия / Эпикурианство Epicureanism (эпикуреизм, эпикурейство)
Страница 6

Некоторые говорят, что лучше бы вовсе не родиться, чем родиться для того, чтобы умереть. Сам человек сделал свою жизнь в тягость, а теперь желает себе смерти. В самом деле, может ли быть более смешное, чем желать себе смерти, если ты сам себе сделал жизнь в тягость своим страхом перед ней? Вот краткий пересказ мыслей Эпикура о смерти.

Это учение привлекает своей честностью. Разве не вдохновительно найти философа, не страшащегося наслаждений, и логика, способного замолвить доброе словечко за чувства? Коренным недостатком этой системы является ее негативный эгоцентризм: она мыслит наслаждение как свободу от боли, а мудрость как бегство от угроз и полноты жизни; она может служить отменным руководством для отшельников или для людей ведущих здоровый образ жизни, но никак не для общества. Например, Эпикур уважал государство как необходимое зло, под защитой которого он может беспечально жить в своем саду, он был готов к приятию любого правительства, которое не препятствовало бы скромному стрем­лению к мудрости и товариществу. Однако нельзя строго упрекать Эпикура в себялюбивом нравственном аутизме, просто в этот период жизни Греции, когда этическое начало возобладало над политикой, физикой и метафизикой, именно его голос громче других звучал в философии. Политические вопросы действительно утратили свою актуальность, славные дни афинского государства остались в прошлом, и философии пришлось столкнуться с невиданным прежде Грецией разрывом между политикой и нравственностью. Ей предстояло найти образ жизни, одновременно не роняющий достоинство филосо­фии и совместимый с политическим бессилием. Поэтому она осознала, что ее задача состоит теперь не в построении справедливого государства, но в воспитании самодостаточного и удовлетворенного индивидуума, и в этом деле роль поводыря и наставника прекрасно выполнил философ Эпикур. Однако многие упрекали Эпикура за такой отстраненный образ мысли, например:

А.Ф. Лосев. История античной эстетики:

«Эпикурейство звучит как некая укоризна. Кому? Чему? За что? Трудно сказать, кому и чему, но не трудно сказать, за что. За жизнь, за устроение жизни, за такую вот жизнь, какая суждена всем людям. Вы предлагаете мне науку, сулите радость искусства, обещаете политический и экономический рай на земле, приманиваете милостями богов? Нет, возьмите себе вашу науку и ваше искусство, а я уж как-нибудь обойдусь без этого. Возьмите себе и всю политическую жизнь с ее импозантными идеалами, да заодно и всех богов с их неизреченными милостями. А я уж как-нибудь так, без этой дорогой и тревожной, изнурительной роскоши. Все это – надежды, тревоги, ожидания, море страстей и чувств; все это – упование на будущее, на очень отдаленное будущее. Нет уж, надейтесь сами, а я обойдусь без вас. Умру один, и без вас, без богов и героев, без борьбы и надежды, без победы и поражения».

Тем не менее, Эпикур оставил после себя долгую череду учеников, столь верных его памяти, что на протяжении столетий они не желали изменить ни буквы в его учении. В конце 2 в. н.э. по распоряжению эпикурейца Диогена в городе Эноанды в Малой Азии высечены гигантские надписи, с целью ознакомить сограждан с учением Эпикура.

В конце концов, сложно возразить тому обстоятельству, что результатом правильной воздержанной жизни будет невозмутимый покой души, счастье тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба, кроме того, эпикурианство носит ярко выраженную практическую направленность. Можно спорить об атомарных идеях Эпикура и о, иногда, сомнительных гносеологических подходах, но отрицать, что Эпикур одним из первых озвучил идеи здорового образа жизни и представил их как нравственную, этическую категорию, невозможно.

Можно с большой долей вероятности говорить, что модные сейчас принципы вегетарианства и раздельного питания, т.е. то, что на сегодняшний день называется «Натуральная гигиена (Natural Hygiene)», одними из первых исповедовались эпикурианцами, кстати, что послужило, в купе с атеизмом конечно, причиной обвинений средневековыми теологами в пороке, гедонизме и прочих грехах. Кстати, позитивный интерес к философии Эпикура, обоснованный тезисом «Что естественно, то не безобразно», был проявлен в эпоху Возрождения. Его влияние прослеживается в произведениях Лоренцо Валла, Франсуа Рабле, Козимо Раймонди и др. В Новое время близкие эпикуреизму учения выдвигаются такими мыслителями, как Фрэнсис Бэкон, Пьер Гассенди, Жюльен Офре де Ламетри, Поль Анри Гольбах, Бернар Ле Бовье де Фонтенель и др.

Сейчас учение Эпикура возродилось с новой силой, так сказать «идеями фитнеса и диеты», отраженными в работах Поля Брегга, Герберта Шелтона, врача Галины Шаталовой, профессора Ю. С. Николаева и др. Кстати, слово «диета» переводится с греческого языка, как «образ жизни». Истинные идеи эпикурианства даже уже успели исказиться в литературных и телевизионных инсинуациях Геннадия Малахова и различных газетах ЗОЖ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    10.3 Дефляционная теория истины
      В рамках концепции значения как условий истинности может предполагаться, что T-теории трактуются дефляционным способом — так, чтобы они не отсылали к объекту (предмету) или состоянию дел. ...

    7.1 Прагматический анализ
      Здесь мы рассмотрим взгляды тех философов, которые, в соответствии с традицией, в основном придерживаются эмпиристской ориентации и интересуются прежде всего философской интерпретацией нау ...

    8.4 Теоретико-игровая семантика Я.Хинтикки
      В основе теоретико-игровой семантики лежат, с одной стороны, математическая теория игр, а с другой—теоретико-модельная семантика. Как и эту последнюю, теоретико-игровую семантику интересу ...