PhilosophyDay
Современная философия
Переход качества в количествоДругая философия / Закон взаимоперехода количества и качества / Переход качества в количествоСтраница 1
До сих пор мы говорили лишь о переходе количественных изменений в качественные. Однако связь между количеством и качеством не односторонняя. Ф.Энгельс указывал: «Отношение между качеством и количеством взаимно… Качество так же переходит в количество, как и количество в качество… здесь имеет место взаимодействие».
Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т.д. В биологии качественно новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства.
Качественные изменения в обществе (повышение уровня культуры, образования) порождают такие количественные изменения, как более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д.
Формы перехода от старого качества к новому
Мы выясняли, что предметы и процессы объективной реальности претерпевают постоянные изменения, т.е. переходят из одного качественного состояния в другое. Этот процесс называется СКАЧКОМ. Скачок – это философская категория, выражающая характер перехода вещи от количественных изменений к качественным, от одного качественного состояния к другому, решающий поворот, коренной перелом в процессе развития.
Однако скачок характеризует переход от одного качества к другому лишь в самых общих чертах.
Диалектика всегда требует конкретного анализа ситуации. В свое время Ленин едко высмеивал тех социалистов, которые глубокомысленно заявляли, что переход от капитализма к социализму происходит в форме скачка. И дальше этого не шли.
Скачок отличается от количественных изменений, прежде всего своим характером и быстротой. Однако быстрота скачка относительна, ибо их продолжительность бывает различной. Есть скачки, которые длятся 1/ 1 000 000 доли секунды (образование элементарных частиц и их жизни). Другое дело скачки в общественной жизни, которые являются поворотными пунктами в истории. Они продолжаются иногда очень значительные промежутки времени (10 – 30 лет).
В развитии природы скачки длятся еще более (1000 лет и т.д.). Например, переход от неживой природы к живой природе, формирование человека.
Главное значение для выяснения особенностей скачка имеет не его продолжительность. Важнее всего уяснить, каков характер скачка.
Характер скачка зависит от природы развивающихся предметов и объектов, а также от конкретных условий, места и времени, при которых происходит скачок. Но ведь в природе и обществе может сложиться бесчисленное множество ситуаций конкретного перехода от одного качества к другому. Значит, существует и бесчисленное множество скачков.
Однако науке не под силу вся эта детализация, поэтому она ограничивается тем, что выделяет основные виды скачков.
В природе и обществе бывают скачки, которые сразу, целиком уничтожают старое качество и на его место утверждают новое качество. Этот тип скачков получил название скачка со взрывом.
Скачки со взрывом отличаются тем, что здесь отсутствуют переходные, промежуточные ступени между старым и новым качеством. Отсюда бурный, взрывной характер самого процесса перехода. Так, например, при нормальных условиях сгорание рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания совершается хотя и быстро, но достаточно равномерно. Горение передается последовательно от одного слоя к другому. Если горение будет происходить в условиях повышенного сжатия, т.е. под давлением, то может произойти горение со взрывом. Всякое горение есть коренное, качественное изменение, но форма качественного изменения может быть различной.
В обществе скачки со взрывом совершаются при наличии интересов двух непримиримых классов (революция 1917 г.). Основная особенность политического взрыва состоит в применении насилия приходящим к власти классом по отношению к господствующему классу.
Существует и другая форма скачков. Это скачки, где переход от старого качества к новому идет без взрыва, по частям, по этапам, постепенно.
Смотрите также
8.2 Инструменталистская семантика
(М.Даммит, Г.Кастаньеда)
Исследователи,
стоящие на позициях эпистемической (верификационистской, инструменталистской)
семантики, сами не употребляют этого названия. Однако речь идет о семантике,
которая выделяет ...
Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор. Демокрит
. - признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая
их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино. - Все происходящее –
движение атомов разной формы и величины, ...
Представления о сверхчеловеке Ницше
Ницше был самым необычным из всех
моралистов. Он утверждал мораль через ее критику, даже радикальное отрицание.
Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в
Евр ...