Единичное и общее
Другая философия / Единичное и общее с позиций диалектики / Единичное и общее
Страница 1

Единичное, особенное и общее

- философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания. Разберем каждую из категорий отдельно.

Единичное

(отдельное, индивидуальное) - определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени.

Всеобщее (общее)

- сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее). Это единство в многообразии, это закон, связующий многообразие явлений в систему (т. н. конкретно-всеобщее).

Особенное

- единство единичного и всеобщего; предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенное всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное.

Представление о мире только как о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, а потому неверно. Бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. Категории единичного, особенного и общего раскрываются путем нахождения тождества и различия в бытии.

Нет двух абсолютно тождественных вещей и нет двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Как похожи, к примеру, листья на клене! Но среди них мы не найдем ни одной совершенно тождественной пары. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни даже самому себе. Вещи различны и внутри себя, и между собой. Есть выражение: похожи, как две капли воды. Но две капли воды, говорит Г. Лейбниц, рассматриваемые через микроскоп, оказываются различными. Чистое тождество может существовать лишь в абстракции, как формальное тождество, согласно которому А = А. Реально же существует только конкретное тождество, предполагающее внутри себя различие.[1]

Тождество и различие — это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, а также тенденций развития.

Тождество и различие имеют свои степени, градации. Вся история развития общества от первобытного состояния до современности — это различие стадий развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций — это различные стадии развития сущего. Тут и тождество, и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия.

Допустим, что имеются два объекта, все свойства которого абсолютно тождественны. Но ведь тогда они обязаны занять одно и тоже место в одно и то же время. Если бы это было так, то перед нами были бы уже не две, а одна вещь. Однако вещи занимают разные положения в пространстве и во времени. Значит, они находятся в различных связях с другими вещами, а это, в свою очередь, говорит о различии, нетождественности этих вещей.

Общее — это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятии и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон». В каждом единичном заключается общее как его сущность. Общее — это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    6.3 "Усовершенствованный реализм" А.Айера
      Оскфордский философ Альфред Джулс Айер (1910 — 1989) после окончания Крайст-Черч-колледжа в 1932 отправился в Вену, чтобы познакомиться с идеями Венского кружка. Его первая книга «Язык, ист ...

    6.2 Дескриптивная метафизика П.Ф.Стросона
      П.Ф.Стросон создал "дескриптивную метафизику" — учение, которое радикально пересмотрело все исходные предпосылки философии анализа. При эттом он был уверен, что продолжает и одн ...

    5.2 Концепция "значение как употребление" и ее приложения
      Рассмотрим основные аспекты концепции "значение как употребление", обсужденные в "Философских исследованиях" Витгенштейна — работе, наиболее плотно ассоциирующейся с у ...