PhilosophyDay
Современная философия
Единичное и общееДругая философия / Единичное и общее с позиций диалектики / Единичное и общееСтраница 3
Если признать, что общее проявляется не иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что все существующие единичности неразличимы. Однако нет абсолютных тождеств вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного.
Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает ей возможность устанавливать законы. Но для успешной практической деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не существует никаких шаблонов, пригодных везде однозначно без учета индивидуальных особенностей: особенное богаче общего[2].
В познании можно идти двумя путями: путем отвлечения от единичного, случайного к образованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, которые при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное. Так на основе использования в познавательной деятельности категорий особенного и общего, возникают два метода познания – дедуктивный и индуктивный.
Правильный учет единичного, особенного и общего играет огромную познавательную и практическую роль. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практику предвидением. В этом сила науки, но в этом же кроется ее слабость, так как за общими тенденциями, законами и формулировками теряется индивидуальность единичного.
Таким образом, единичное богаче общего, а особенное богаче, уникальнее единичного. Только через строгий анализ и учет единичного, особенного путем наблюдения, эксперимента достигается углубление, конкретизация законов науки. Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного.
Таким образом, единичное и общее — это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.
Смотрите также
Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор. Демокрит
. - признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая
их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино. - Все происходящее –
движение атомов разной формы и величины, ...
Древнегреческая философия. Аристотель.
Бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ»,
без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму.
Форма – сущность, свойства предмет ...
3.5 Формирование представлений о
конвенционализме в философии науки Венского кружка
Полемика
логических эмпиристов с неокантианцами была инициирована развитием точных наук
в начале ХХ века. Последнее сказалось не просто в появлении новых образцов
хорошей науки, которым н ...