Явление и сущность. Закон
Другая философия / Единичное и общее с позиций диалектики / Явление и сущность. Закон
Страница 3

Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того, он является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия объективной необходимости может рассматриваться в качестве особого вида детерминации: как детерминация будущим в отличии от причинной детерминации прошлым и системной детерминации настоящим.

Однако не все формулировки закона имеют причинную форму. В подавляющем большинстве слово закон формулируют в виде какой-либо функции зависимости или классификации соотношения, то есть, в конечном счете закон по форме тяготеет к системной корреляции, а не к генетической причинности. Однако это не значит, что причинность отсутствует в тех связях, отражением которых являются коррелятивные формулировки законов.

Налицо противоречие: с одной стороны, содержание категории закона формировалось в единстве с принципом причинности, а с другой - формулирование законов всегда осуществляется в виде различного рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования. Это породило многочисленные споры о сущности категории закона.

Закон, как и единичное, общее, а также явление и сущность – объективно существующие в мире, в бытии понятия. Если бы они существовали лишь в умах исследователей и ученых, а не в реально существующем мире, то наш мир был бы хаосом. Но в мире действуют законы, а не слепой рок.

Законы действуют как в природе, стихии, так и в человеческом обществе. Наличие закономерностей особенно верно для социальных законов, т.к. законы общественного развития не могут осуществляться без деятельности людей, обладающих достаточно высокой степенью творческой свободы.

Понятие закономерности находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерминизм говорит о всеобщей обусловленности явлений, то понимание закона выражает качественную устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного понимания, но с точки зрения их объект необходимости и качественной регулярности.

Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того, он является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия объективной необходимости может рассматриваться в качестве особого вида детерминации: как детерминация будущим в отличии от причинной детерминации прошлым и системной детерминации настоящим.

Однако не все формулировки закона имеют причинную форму. В подавляющем большинстве слово закон формулируются в виде какой-либо функции зависимости или классификации соотношения, то есть в конечном счете закон по форме тяготеет к системной корреляции, а не к генетической причинности. Однако это не значит, что причинность отсутствует в тех связях, отражением которых являются коррелятивные формулировки законов.

Посредством раскрытия закономерностей, действующих в мире, достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Отраженные в мышлении закономерности составляют сердцевину любой науки.

Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.

Таким образом, мы видим, что категории единичного и общего взаимосвязаны с категориями явления – сущности, существование которых немыслимо без категории закона. Эти понятия существуют объективно, в их взаимосвязи.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    5.1 "Лингвистический поворот" в философии ХХ века
      Как пишет В.А.Ладов, "Конечно же, термин "аналитическая философия" очень широк, велико количество тематических и методических "оттенков" в исследованиях тех мысли ...

    8.3 Трансляционная и теоретико-модельная семантика
      Идея трансляционной семантики, понимаемой в духе Катца[408], заключается в том, чтобы построить отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего языка с четкой структурой ...

    Фейербах - в середине 19 века острая критика идеализма, религии
    Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть вечной природы.- Человек – психофизическое един ...