PhilosophyDay
Современная философия
Философия истории ГегеляДругая философия / Диалектический идеализм Гегеля - достоинства и недостатки / Философия истории ГегеляСтраница 2
Далее Гегель развивает диалектическую концепцию так называемого коварства разума (List der Vernunft), которая исходит из идеи шеллинговской "бессознательной" деятельности. Исторический прогресс невозможен без упорного труда и борьбы, поэтому можно сказать, что "мировая история не является юдолью счастья".
Важное место в истории, в частности, принадлежит так называемым "всемирно действующим индивидам", подлинным историческим героям, интересы, потребности и страсти которых ведут к свершениям эпохального значения. Их действия, понятно, вытекают также из эгоистических побуждений. Однако в данный момент является поистине важным то, что эти побуждения покоятся на определенном сознании, что позволяет реализовать общую "волю мирового духа". Типичным примером является Александр Македонский и Цезарь.
Прогресс в осознании свободы, образующий внутренний смысл истории, не должен, по Гегелю, пониматься в чисто субъективном смысле, т. е. как адекватная рефлексия свободы. Внутренний характер идеи у Гегеля всегда должен стать внешним, чтобы идея стала реальностью. Объективизацией свободы в истории является государство. Оно - "предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность .". Этим самым, по Гегелю, образуется единство истории и государства. Народы, которые не образовали государства, не принадлежат истории, они внеисторичны.
Движение исторического мирового духа проходит по степеням, свобода реализуется постепенно, в следовании ограниченных во времени исторических эпох. Каждую из них представляет определенный характерный "народный дух" (Volksgeist), т. е. народ, который в данную эпоху стал по причине своего характера - по своему пониманию общественной нравственности, государственного устройства и т. д.- наиважнейшим в историческом смысле. Как только он выполнил свою историческую роль, он передает эстафету следующему и навсегда уходит в сторону. Поиски абсолютного духа привели Гегеля к обнаружению исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. Согласно Гегелю, история развивается не как автоматический процесс; история человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели.
Пафос гегелевского понимания истории заключается в утверждении активности человека, ибо ничто великое не совершается без страсти. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так, по Гегелю, случайность становится необходимостью. В этом бесконечном диалектическом процессе их взаимного перехода осуществляется то, что Гегель назвал хитростью исторического разума.
Смотрите также
1.1 Брентано
Аналитическая философия, которую мы
только что охарактеризовали во Введении как образец естественнонаучной
строгости в гуманитарных науках, как столп противостояния иррационализму и
интуи ...
10.5 Ревизионная
теория истины
Ревизионная
теория истины[505] призвана анализировать
парадоксы типа парадокса лжеца (или парадокса Эпименида), которые показывают,
что полагания здравого смысла относительно истины могут ...
О Альберте Камю
Альбер Камю – крупнейший представитель французской философии первой
половины 20 века, причисляемый к экзистенциалистам. Основными темами его
творчества и размышлений стали темы абсурда и б ...