Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики
Другая философия / История логики / Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики
Страница 2

По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась .». Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естес­твенно также, что сам термин «логика» — древнегреческого про­исхождения.

Основателем логики — или, как иногда говорят, «отцом логи­ки» — принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384—322 гг. до н. э. Следует, однако, учитывать, что первое довольно развернутое и системати­ческое изложение логических проблем фактически дал более ран­ний древнегреческий философ и естествоиспытатель Демокрит (460 — примерно 370 г. до н. э.). Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом, или О ка­нонах» (от греч. kanon — предписание, правило)[4]. Здесь не только были раскрыты сущность познания, его основные формы и крите­рии истины, но и показана огромная роль логических рассужде­ний в познании, дана классификация суждений, подвергнуты ре­шительной критике некоторые виды выводного знания и предпри­нята попытка разработать индуктивную логику — логику опытного знания.

К сожалению, этот трактат Демокрита, как и все остальные, до нас не дошел. Однако он был широко использован Аристотелем в его разработке грандиозной системы логики. А от нее непосред­ственно ведет начало современная логика.

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединен­ных позднее под названием «Органон» от греч. organon — орудие, инструмент).

B фокусе всех его логических размышлений — теория выводного знания — дедуктивных умозаключений и доказательства. Она разра­ботана с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь тол­щу столетий и в основном сохранила свое значение до наших дней Аристотель дал также классификацию категорий — наиболее об­щих понятий и близкую к демокритовской классификацию сужде­ний, сформулировал три фундаментальных закона мышления — закон тождества, закон противоречия и закон исключенного тре­тьего. Логическое учение Аристотеля замечательно тем, что в заро­дыше оно содержит, по существу, все позднейшие разделы, на­правления и типы логики — индуктивной, символической, диа­лектической. Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин «логическое». Сам же термин «логика» вошел в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуеди­ным смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «мысль») он объединил и искусство мыслить — диалектику, и искусство рас­суждать — риторику. Лишь с прогрессом научных знаний этим тер­мином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в самостоятельные отрасли зна­ния.

Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала мощное влияние на ее пос­ледующее развитие, и прежде всего на научное познание. Так, под сильным впечатлением от этой науки написаны знаменитые «На­чала» Евклида (около 323—283 гг. до н. э.). В них подведен величе­ственный итог развития греческой математики за предшествую­щие три столетия и впервые с такой силой проявился на практике дедуктивный метод построения научной теории. Оценивая истори­ческое значение труда Евклида как практического применения логики, А. Эйнштейн подчеркивал, что это удивительное произве­дение дало человеческому разуму ту уверенность в себе, которая была так необходима для его последующей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Древнегреческая философия. Софисты. Сократ. Софистика
    Открывает новый период – рационалистический! - Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только красиво говори ...

    10.5 Ревизионная теория истины
      Ревизионная теория истины[505] призвана анализировать парадоксы типа парадокса лжеца (или парадокса Эпименида), которые показывают, что полагания здравого смысла относительно истины могут ...

    8.2 Инструменталистская семантика (М.Даммит, Г.Кастаньеда)
      Исследователи, стоящие на позициях эпистемической (верификационистской, инструменталистской) семантики, сами не употребляют этого названия. Однако речь идет о семантике, которая выделяет ...