PhilosophyDay
Современная философия
ЛиберализмДругая философия / Политические идеологии / ЛиберализмСтраница 1
Либерализм ассоциируются с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями, как идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия, идея частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы, принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства, равенства возможностей, система разделения властей, сдержек и противовесов и т.
Либерализм
– философское и общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства.
Либерализм представляет собой гибкую и динамичную политико-философскую систему, открытую влиянию со стороны других течений и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. В разные периоды и в разных общественно-исторических и национально культурных условиях он выступал в разных формах. Не случайно свою книгу, посвященную данной теме, английский исследователь Дж. Грей озаглавил следующим образом: «Либерализмы: очерки по политической философии».
Но при всей своей многовариантности либерализм имеет общие истоки и определенный комплекс идей, концепций, принципов и идеалов, в совокупности делающим его особым типом философско-политической мысли. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к ренессансу, Реформации. У его истоков стояли Дж. Локк, Ш.Л. Монтескьё, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольт, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, Б. Констан, А. Де Токвиль и другие. На протяжении всего ХIХ века эти идеи были продолжены и развиты И. Бентамом, Дж.С. Миллем, Т.Х. Грином, Л. Хобхаузом, Б. Бозанкетом и другими представителями западной философско-политической мысли. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы, представители немецкой классической философии, классической политэкономии.
Как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англо-саксонскую и континентально-европейскую. Наиболее полно либеральный идеал воплотился в англо-саксонских странах, особенно в США. Здесь индивидуалистическому идеалу была придана самодовлеющая значимость, он рассматривался не просто как один из многих элементов системы ценностей и принципов функционирования буржуазного общества, а как главная цель всякого разумного общества вообще. В своих крайних формах эта тенденция трансформировалась в различные варианты анархизма, либертаризма и другие разновидности индивидуалистического радикализма.
Что касается континентально-европейской традиции, то в ней больший акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. В силу большого разнообразия исторических условий в каждой из стран либерализм обрел собственную окраску, поскольку в них с различной степенью остроты вставали проблемы обеспечения экономических свобод, конституционных реформ или секуляризации государства.
Либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Более того, гносеологической предпосылкой либерального мировоззрения является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека за свои действия как перед самим собой, так и перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. Если для Аристотеля полис есть самодостаточная ценность, а для консерватора Э. Берка «люди проходят, как тени, но вечно общее благо», то у одного из столпов либерализма Д. Локка отдельный индивид, противопоставляемый обществу и государству, – «хозяин своей собственной персоны». Дж.С. Милль сформулировал эту мысль в форме аксиомы: « Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».
Именно индивидуализм лежит в основе идеи права каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность, принципа отождествления свободы и частной собственности. С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялись проблема отношений государства и отдельного человека и соответственно проблема пределов вмешательства государства в дела индивида.
Классический либерализм на первое место поставил свободного, самостоятельного индивида как разумное существо, независимую единицу социального действия.
Спецификой либеральной трактовки свободы выступает следующее:
Во-первых, понимание свободы в либерализме носит по большей части так называемый «негативный» характер: она понимается прежде всего как свобода от внешнего принуждения. Либералы выступают за ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.
Смотрите также
Древнегреческая философия. Софисты. Сократ. Софистика
Открывает новый период – рационалистический! - Главная цель спора – не
истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского
иск-ва), где важным было не только красиво говори ...
7.2 Концепция онтологической
относительности и холистический тезис Куайна
Известный
"онтологический критерий" У. Куайна — "Существовать — значит быть значением
квантифицируемой переменной" — выступает инверсией семантического критерия,
...
14.1 Возможен ли диалог аналитической
философии и феноменологии?
Рассмотрение
традиции аналитической философии в данном контексте может оказаться
небезынтересным в связи со следующим обстоятельством. Представляется весьма
странным тот факт, что на фоне ...