Либерализм
Другая философия / Политические идеологии / Либерализм
Страница 2

Во-вторых, что вытекает из первого, понимание свободы в либерализме индивидуалистично: либералы в своих рассуждениях исходят не из общества, а из индивида, для них личность всегда выше какой бы то ни было группы.

В-третьих, среди всех свобод для либералов на первом месте – свобода экономическая, свобода предпринимательства. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулированы Адамом Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициативе.

В-четвертых, отсюда вытекает и представление о роли государства как «ночного сторожа». По мнению сторонников классического либерализма, «государства должно быть как можно меньше», оно должно лишь поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности. Из воззрений Дж. Локка можно сделать следующий вывод: верховный государственный орган следует сравнивать не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить. Иначе говоря, общество – величина постоянная, а государство – производное от него.

При этом либерализм ни в коем случае нельзя отождествлять с апологией неограниченной, анархически понимаемой свободы индивида делать все, что ему заблагорассудиться, игнорируя общепринятые в данном обществе нормы и правила игры. Неотъемлемой составной частью либеральной идеи свободы индивида является не менее важный принцип ответственности последнего перед обществом за свои действия.

Либерализм представляет собой определенный образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности и нетерпимости. Здесь нет однозначных, раз и навсегда установленных норм и правил. В этом контексте можно сказать, что гносеологические и социально-философские корни либерализма лежат в устремленности людей на приспособление к изменяющимся условиям жизни и с этой целью – на модификацию, пересмотр изживших себя, устаревших социальных и политических институтов, норм, ценностей.

Классическая идеология либерализма претерпела значительную эволюцию на пути приспособления к постоянно изменяющимся условиям. Целая плеяда политических теоретиков и практиков (Дж. Гобсон, Т. Грин, Л. Хобхауз, Ф. Науман, В. Репке, В. Ойкен, Б. Кроче, Дж. Дьюи и др.) разработали комплекс новых идей, установок и принципов, которые в совокупности получили название «новый либерализм», или «социальный либерализм». Прежде всего подверглись ревизии идеи свободного рынка и свободной конкуренции. Под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии изначально присущий либерализму индивидуализм был в значительной степени модифицирован и уравновешен признанием значимости коллективного начала и позитивной роли государства в жизни общества. Были переосмыслены вопросы, касающиеся характера взаимоотношений общества, государственно-политической системы и отдельного индивида, капитализма и демократии, свободы и равенства, социального равенства и справедливости.

Эти усилия породили множество новейших модификаций либерализма, что в значительной степени затрудняет поиски общих знаменателей этой идеологии как четко очерченного и окончательно оформившегося типа или течения общественно-политической мысли. Все же можно в этой мозаике выделить два более или менее очерченных блока, каждому из которых присущ комплекс некоторых общих идей и принципов к важнейшим вопросам, стоящим перед обществом.

В первом случае речь идет об идейно-политической конструкции, которая в крайних своих проявлениях тяготеет к либертаризму с его негативной трактовкой свободы, концепцией минимального государства, приверженностью принципам laissez faire, свободного рынка и т.д. Это течение, иногда в западноевропейских странах называемое неолиберализмом, в США соответствует чикагской школе. Это, по сути, экономические консерваторы, повторяющие с определенными модификациями отдельные положения классического либерализма.

Представители второго течения занимают некое среднее положение между социал-демократией и консерватизмом и выступают за далеко идущие реформы в социальной и экономической сфере. Именно это течение берется в качестве основного компонента современного либерализма. Его можно условно назвать «социальный либерализм». В вопросе о взаимоотношениях отдельного индивида, государства и общества одно из центральных мест в этой редакции либерализма отводится переосмыслению роли государства в экономической и социальной сферах, делается акцент на необходимость развития социальных программ.

Вместе с тем, осознав факт возрастания негативных последствий чрезмерно разросшейся бюрократии и государственной регламентации в экономической и социальной сферах, либералы выступают за стимулирование рыночных механизмов при одновременном сокращении регулирующей роли государства.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    2.2 Онтология, эпистемология и философия языка Рассела
      Реформа логики, предпринятая Г.Фреге, некоторое время оставалась в тени, что в немалой степени объясняется не только оригинальностью предлагаемых идей, плохо воспринимаемых в обстановке г ...

    12.4 Аналитическая философия и герменевтика (К.-О.Апель)
      Один из наиболее значимых немецких философов ХХ столетия Карл-Отто Апель (р. 1922) в своем философском становлении претерпел влияние целого ряда течений как немецкой, так и англо-американ ...

    Фейербах - в середине 19 века острая критика идеализма, религии
    Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть вечной природы.- Человек – психофизическое един ...