О преподавании философии
Другая философия / О преподавании философии
Страница 8

Как пропедевтическая наука философии особенно должна давать формальное образование и упражнениедля мышления. А это возможно лишь в результате полного освобождения от фантастического благодаря определенности понятий и последовательному методическому пути.

Она должна обеспечивать такими упражнениями в большей степени, чем математика, потому что последняя в отличие от философии имеет чувственное содержание.

Перед этим я упомянул состояние духовного подъема, которое часто ожидают от философии. С моей точки зрения, ее вообще не нужно связывать с подъемом, если даже она преподается молодежи. Но философия должна удовлетворять родственную ему потребность, чего я коснусь еще вкратце. Сколь ни старалось бы именно новое время в направлении добротности материала, высоких идей и религий, столь же мало и меньше, чем когда-либо, для этого подходит форма понятий, чувства, фантазий, смутных понятий. Сделать содержательное доступным для понимания, охватить его определенными мыслями, понять и уберечь тем самым от печальных заблуждений должно быть делом философии. Учитывая это, как и вообще содержание философии, я упомяну еще об одном странном явлении, когда философ излагает в философии, больше или меньше, некоторые или вообще различные науки, как и представитель любой другой науки. Материал – духовный и природный мир – тот же самый, и, следовательно, философия должна расчленяться на те же самые частные науки. Такое различие следует, пожалуй, отнести главным образом к путанице, которая не позволила оформиться определенным понятиям и твердым отличиям. А затруднительное положение, при котором наряду с новейшей трансцендентальной философией читается логика, а рядом со скептической метафизикой выступает естественная теология, вероятно, также делает свое дело. Я уже касался того, что старый материал, конечно, нуждается в переосмысливании и не может быть просто отложен в сторону. Впрочем, безусловно ясно, на какие науки должна распадаться философия. Совершенно абстрактное общее относится к логике со всем, что из этого прежде включала в себя метафизика. Конкретное делится на натурфилософию, представляющую собой лишь часть целого, и на философию духа, куда, кроме психологии с антропологией, учения о праве и учения об обязанностях, входит также этика и философия религии; ко всему этому относится и история философии. Какое бы различие не было в основоположениях, природа предмета влечет за собой подразделение именно на названные науки с их необходимым рассмотрением.

О мероприятиях внешнего порядка для закрепления материала лекций, например собеседованиях, я воздерживаюсь что-либо добавить, так как я с испугом замечаю, как пространно мое письмо и как я уже слишком злоупотребил Вашей снисходительностью. Добавлю еще сердечное пожелание счастливо продолжать путешествие и заверение в самом высоком уважении и преданности.

Нюрнберг, 2 августа 1816 года

(Подпись) Гегель.

Как видно, к преподавательской деятельности Гегель приступил, уже издав "Феноменологию духа". Сам Гегель так представлял свое произведение в "Общественной литературной газете" от 28 октября 1807 г.: "Этот том представляет становящееся знание. Феноменология духа должна прийти на место психологических заявлений или также абстрактных обсуждений об обосновании знания… Она понимает различные формы духа как станции пути в себя, на котором он становится чистым знанием или абсолютным духом". Второй заголовок этого произведения "Наука опыта сознания". Здесь слово опыт, кроме обозначения предмета данного произведения, имеет тот смысл, что в нем изложен опыт самого Гегеля. "Феноменология духа" может рассматриваться как личный дневник Гегеля, отчет о его внутреннем пути, каждую ступень которого он осуществил в действительности. И в этом смысле, в своей преподавательской практике Гегель мог основываться на личной практике, а в вопросах: чему учить, куда и откуда вести за собой учеников - на теории, не внешней для себя.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

    Смотрите также

    10.4 Прагматическая теория истины
      В классическом прагматизме Ч.С.Пирса и его последователей носителем истины признается идея — термин, свободно используемый этими философами для обозначения мнений, полаганий, утверждений ...

    9.2 Знание и мнение. Проблема обоснованности знаний
      Содержание пропозиционального знания обычно выражается посредством некоторого высказывания. Другой характерной особенностью такого рода знания является то, что оно представляет собой функ ...

    5.5 Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль)
      Интенционализм — одно из крупных направлений в современной аналитической философии языка. Основная претензия интенционализма — доказать, что концептуально первичным и ключевым для философ ...