PhilosophyDay
Современная философия
О преподавании философииДругая философия / О преподавании философииСтраница 9
Так куда же? К философии как науке! Почему именно к ней? Философия как наука – это царство абсолютного знания; царство абсолютной свободы. А именно свобода была главным предметом размышлений Гегеля, и именно идеей свободы и стремлением к свободе были пронизаны все политические события Европы XVIII - XIX столетий.
Из письма Гегеля Фридриху фон Раумеру видна настоятельная потребность нового преподавания философии в университетах. Гегель полагает, что то, что в основном излагается в университетах под видом философии, это мысли из древних наук, расплывчатые и не научные. В то время, как и в настоящее, ощущается потребность, чтобы идея философии обрела научную разработку, упорядоченный широкий круг предметов, относящихся к философии. Нельзя, считает он, преподавать философию, как собрание общих мыслей, которые поверхностно соединялись вместе, для этого использовались такие области природы и духа, которые сами по себе туманны и произвольны. Эти лекции читались в короткое время и не удовлетворяли молодые умы, которые ожидали гораздо большего. Гегель полагает, что научное формирование философии, является ее внутренней необходимостью, новая форма идеи требует преобразовать старый материал в соответствии с современной точкой зрения на философию. И преподавать философию в университетах надо как упорядоченную науку, тогда она становится ясной, понятной и пригодной для передачи другим. В этом письме также прозвучала его идея о том, на какие науки должна распадаться философия. Это совершенно абстрактная логика, натурфилософия, представляющая собой часть целого, и философия духа, куда кроме психологии с антропологией, учения о праве и учения об обязанностях, входит также этика и философия религии.
На то время идея Гегеля была передовой и востребованной. Пора было преобразовать философию в науку идей, Гегель правильно считал, что мировой дух движется вперед, неодолимо, хоть и неприметно для глаз. Даже в современное время в силу индустриального развития все более разрабатывается идея прогресса. Гегелевская диалектика, его “вперед”, как раз и выражает идею прогресса и развития.
Гегелевскую точку зрения на преподавание философии в университетах, хотелось привести как пример научного подхода в решении образовательных проблем в отличие от множества произвольных мнений. Научный подход берется в том смысле, что это есть осуществление необходимого, логически связанного познания в процессе исследования. Если вопрос о научности предпосылок гегелевской системы – это предмет исследований и полемики для философов, то логичная взаимосвязь его философской системы с тем, что Гегель говорит в различных сферах наличного бытия, например, праве, искусстве или в системе образования – это научный факт не только для философов.
Образование – это целенаправленная деятельность. Но в российской педагогической мысли нет единой концепции образования, а, следовательно, и целей много. На движении к какой цели надо строить образование, если все они научны? Или не все? Что есть тогда научное определение "образования"? И соответственно, для какой цели преподавать философию? И шире – что такое вообще философия? Это необходимые вопросы, ответы на которые должен знать каждый, кто научно подходит к образованию. Гегелевский взгляд был приведен потому, что у него есть ответы на эти вопросы, пусть особенные ответы, но все-таки есть. Для нас Гегель не мировоззренческий идеал, но в смысле сознательности своего мировоззрения – он не самый последний пример для представителя научного мировоззрения.
Смотрите также
Представления о сверхчеловеке Ницше
Ницше был самым необычным из всех
моралистов. Он утверждал мораль через ее критику, даже радикальное отрицание.
Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в
Евр ...
3.6
Критика логико-позитивистского анализа
Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими
позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических
высказываний, а также концепцию, характерную толь ...
3.1 Критерий верификации
Возможность
верификации предложения как критерий значения этого предложения обычно
связывают с началом деятельности Венского кружка. В действительности идея
верифицируемости не является о ...