Этические ценности в философии Украины (Сковорода, Юрквич, Шевченко)
Другая философия / Этические ценности в философии Украины (Сковорода, Юрквич, Шевченко)
Страница 2

В связи с этим выделим несколько концептуальных положений значения “сердца”. 1). Сердце как энергийно-экзистенциональный центр самособирает разрозненные части человека, из хаоса внутренней духовной разбросанности его тела, души и ума, сердце сосредоточивает все человеческое естество на одном – самом важном, существенном.

Собрав и упорядочив в единую цельность все телесные и духовные силы, все желания и побуждения человека в единое стремление, сердце приступает ко второму этапу – самому важному и главному – кардинальной переделке его прежнего естества, направленного на путь обожения. От человека, оставившего свою разобщенную ветхость духа, собранного и очищенного сердца исходит живительный зов энергии к Богу, и он откликается человеку своей лучезарной благодатью. Божественное участие в переустройстве человека, в превосхождении им самого себя невозможно без работы, усилия человека над собой, которое совершается благодаря его сердцу. В сердце заключена интимнейшая связь человека с Богом. При этом Божественная жизнь не исключает в переустройстве человеческой жизни значения ума и не принижает его деятельное участие в работе сердца, но, напротив, работающее сердце (и только оно) призывает к сотрудничеству ум, рациональные стороны человека. В единстве сердца и ума человек “сердечно внимателен” и открыто бдителен.[5].

2). Сердце вбирает в себя всю полноту Истины, и тогда она предстает в своем целостном единстве с Добром и Красотой. Весь драматизм человека и человечества может как раз и состоять в том, что он выберет какую-то часть этой целостности – заманчивую своей привлекательностью. Многие представители культуры подчеркивали триединство Истины, Добра и Красоты, которое способно вывести человека на путь Правды – важнейший духовно-социальный экзистенциал (существование) отечественного духа.

3). Сердце как скрытая глубина Жизни, в которой сокрыт источник жизненных проявлений человека. Эта “глубина” не доступна не только для постороннего глаза, но и для самого человека, в ней сосредоточено скрытое “я” - полное иррациональных свойств. В свою очередь, эта “глубина”, сокрытая и таинственная, побуждает человека познать ее, предстает своеобразной целью жизни – “познай свое сердце”, “загляни в свое сердце”. Бесконечная глубина человеческого сердца соединена с глубиной Божественного центра, что вызывает у человека бесконечный интерес к самому себе, побуждает его к самопознанию и богопознанию. Процесс познания этой скрытой “глубины” направлен как на человека, так и на Бога.

4) Скрытая глубина сердца дает основание рассматривать его в качестве верного прогностического источника. Вслушиваясь в глубины сердца, человек получает оттуда надежный ответ. Будущее проблематично, опасно, поэтому человеку надлежит чаще обращаться за советом к своему сердцу, ибо в нем кроется и источник божественного откровения. “Спроси у своего сердца и – поступай по сердцу”,- таким образом, не ошибешься в будущем.

5). Сердце как центр борьбы Добра и Зла. Водораздел между добром и злом проходит не по ту сторону бытия человека. Эта борьба проходит в самом центре его – сердце. Поэтому человек ответственен за тот выбор, который он избирает. Зло затмевает сердце, а добро его просветляет.

6) Сердце как источник света, знания, “светового логоса”. Такое понимание сердца опирается на традиции неоплатонизма и святоотеческое наследие восточного христианства. “Бог является всегда как свет и Своим явлением вводит человека в свет вечного Божественного бытия”,- писал Софроний. (ок. 560-638), христианский монах, с 634 патриарх Иерусалимский.) Свет как сущностная онтологическая основа жизни разделяется практически всеми мировыми религиями, корни почитания света уходят глубоко в мифологическое сознание народов разных культур. Разработка метафизики сердца вместе с метафизикой света объединяет Восток и Запад. “Благодатный свет” выводит сердце из потаенных глубин, пробуждает его к деятельности, освещает путь интеллектуального созерцания жизни, совершает духовный подъем личности. Здесь сердце зрит реальность “идеала”, “святости”, “ценности”, “смысла”, “культуры”.

7). Сущность человеческого сердца есть любовь. Понятие любви пронизывает все сферы культуры, составляет чувственно-духовную основу ее. Любовь утверждает в человеке жизнесозидающие ценности, расширяет горизонт его видения до беспредельности, помогает покинуть пределы одиночества, объединяет и укрепляет связи в человеческой жизни. Мир персонального “я” любовь превращает в интерперсональный мир “Мы”, в котором бьется живая энергия Жизни.

Юркевич создал «философию сердца» в противоположность не только модному в его время материализму, но также крайнему рационализму и интеллектуализму. Анализируя современную ему философскую проблематику, Юркевич приходит к убеждению, что обнаруженная в категориях разума философская мысль не в состоянии охватить целостного и реального бытия. Границы человеческого познания существуют потому, что за разумом и его способностью познать мир таится более глубокая функция человеческого духа, служащая основанием разуму и создающая ему возможность для развития. «Философия сердца», изложенная Юркевичем в работе «Сердце и его значение в духовной жизни человека», создает чрезвычайно характерное переходное явление от платонизма к философии новейшего времени, однако она находится в явном противоречии с Кантом и его последователями.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    12.1 Концепция понимания языка М.Даммита
      Характеризуя роль Даммита в том, что можно было бы назвать "сменой когнитивных парадигм в аналитической философии языка", В.В.Петров писал: "В конце 60-х — начале 70-х годо ...

    1.1 Брентано
      Аналитическая философия, которую мы только что охарактеризовали во Введении как образец естественнонаучной строгости в гуманитарных науках, как столп противостояния иррационализму и интуи ...

    11.1 Эпистемологический и онтологический плюрализм Н.Гудмена
      Нельзя провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах "Способов создания миро ...