PhilosophyDay
Современная философия
Этические ценности в философии Украины (Сковорода, Юрквич, Шевченко)Другая философия / Этические ценности в философии Украины (Сковорода, Юрквич, Шевченко)Страница 4
Доминирующей тенденцией «украинской идеи» было исследование проблемы становления и развития национального самосознания украинского народа
Эта объясняется особенностями исторического и социально-экономического развития Украины и отдельных её регионов.
Наряду с наличием общечеловеческих черт, которые трансформируются в национальном бытии украинского народа, в нем содержатся элементы консервативные, то, что в литературе получило название отрицательных черт национальной психологии. Их неправомерность доказывается содержанием и характером культуры украинского народа. Достаточно вспомнить творчество Т.Г.Шевченко , где наряду с лирическими произведениями имеются произведения, в которых отражено героическое прошлое украинскою народа (например, «Гайдамаки»). Доброта, щедрость, задушевность, юмор, трудолюбие - это общечеловеческие ценности, преломленные в национальном бытии, которые нашли отражение в искусстве, литературе, устном народном творчестве украинскою народа.
История украинского народа, его героические победы и драматические поражения в прошлом, культура, и материальная, и духовная, быт, традиции, обычаи, обряды, выработанная на протяжении веков система ценностей формировали содержание украинского национального характера. Несомненно, что украинский национальный характер формировался и видоизменялся под воздействием различных факторов - исторических, социально-экономических, географических и др. Из «философии сердца» вытекает, что эмоциональность и религиозность - это важнейшие черты украинского национального характера[12].Но, украинскому народу свойственны и эмоциональность, и религиозность так же, как любому другому народу, и сторонники данных взглядов смешивают понятия национального характера и национального темперамента.
Эмоциональность - это черта, которая характеризует национальный темперамент. В этом смысле мы говорим об эмоциональности итальянцев, испанцев, латиноамериканцов. Религиозность - то черта, свойственная скорее национальному характеру любого народа. Степень ее проявления на протяжении различных исторических эпох зависит от множества факторов.
Религиозность, как, впрочем, и вольнодумство, составной элемент в структуре мировоззрения любого народа.
«Философия сердца (Юркевича) является характерной для украинской мысли. Юркевич типичный представитель национального украинского характера»[7].
Вся литературная сила Шевченко - в его "Кобзаре". По внешнему объему "Кобзарь" не велик, но по внутреннему содержанию это памятник сложный и богатый: это малорусский язык в его историческом развитии, крепостничество и солдатчина во всей их тяжести, и наряду не угасшие воспоминания о казацкой вольности. Здесь сказываются удивительные сочетания влияний: с одной стороны - украинского философа Сковороды и народных кобзарей, с другой - Мицкевича, Жуковского, Пушкина и Лермонтова. В "Кобзаре" отразились киевские святыни, запорожская степная жизнь, идиллия малорусского крестьянского быта - вообще исторически выработавшийся народный душевный склад, со своеобразными оттенками красоты, задумчивости и грусти. Поэзии Шевченко насквозь пропитана народностью. Чтобы определить воззрения Шевченко на задачи и цели поэтического творчества, нужно привлечь еще те места, где говорится о счастье, как понимает его поэт, о славе. В особенности важны в смысле поэтических признаний все те места, где говорится о кобзаре, о пророке и о думах, как любимых детях. В большинстве случаев поэт подразумевает под кобзарем самого себя; поэтому он внес во все обрисовки кобзаря много лирического чувства. Душа Шевченко до такой степени насыщена народностью, что всякий, даже посторонний, заимствованный мотив получает в его поэзии украинскую национальную окраску. Из легенд о хождении Христа взято начало стихотворения "У Бога за дверьмы лежала сокыра". Народность Шевченко определяется, далее, его миросозерцанием, излюбленными его точками зрения на внешнюю природу и на общество, причем в отношении к обществу выделяются элемент исторический - его прошлое, и элемент бытовой - современность. Внешняя природа обрисована оригинально, со своеобразным украинским колоритом. Поэзия Шевченко очень богата религиозно-нравственными мотивами. Теплое религиозное чувство и страх Божий проникают весь "Кобзарь". Как человек весьма религиозный, Шевченко в теплых выражениях говорит о силе молитвы, о киевских святынях, о чудотворном образе пресвятой Богородицы, о богомолке, постоянно выдвигает христианские принципы добра, в особенности прощение врагам. Сердце поэта исполнено смирения и надежды. Все это спасло его от пессимизма и отчаяния, лишь по временам, под влиянием тяжелых условий его личной жизни и жизни его родины, пробивавшихся в поэзию Шевченко.
Смотрите также
10.9 Аргументы
когерентной теории обоснования и перцептуальные утверждения
Исходный
контраст между когерентными и фундаменталистскими теориями вновь проявляется
при столкновении с эпистемической проблемой регресса. Очевидно, что обоснование
некоторого полагания ...
6.4 Физикалистская метафизика
Д.М.Армстронга
"Текст
австралийского философа Дэвида Армстронга, — писал А.Ф.Грязнов, — ... в нем
изложена точка зрения «научного материализма» на проблему сознания и психических
процессов. Это теч ...
Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор. Демокрит
. - признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая
их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино. - Все происходящее –
движение атомов разной формы и величины, ...