Философско-культурная концепция науки Кассирера
Другая философия / Философско-культурная концепция науки Кассирера / Философско-культурная концепция науки Кассирера
Страница 3

B марбургской школе неокантианства, к которой принадлежал Кассирер, нашла выражение кантовская идея о совпадении объек­тивного содержания знания с процессом познания—с мысленным построением предмета познания.

Так, «закон нау­ки» и «закон природы» в определенном смысле употребля­ются как синонимические. В изложении Кассирера, именно проблема доступности или способа данности нам, должна предшествовать проблеме объективности . Вместо того чтобы сравни­вать материю и дух или противопоставлять их друг другу, мы должны сравнить и противопоставить спо­собы физического и метафизического мышления.

Отсюда Кассирер развивает идею о культурном созна­нии: наука (научное знание) есть только одна из форм объективации сознания; искусство, религия и нравст­венность также являются формами, в которых снят, «элиминирован», отчужден отдельный субъект. Это все общие формы объективированного сознания обществен­ного человека, и в них осуществляется общественная жизнь человека.

Эти формы, взятые конкретно, вполне самостоя­тельны; присущий каждой из них свой способ видения мира («данности своего предмета») обеспечивает внут­реннее ее единство (синтез) и ее отличие от других форм. Однако самосознание каждой из них происходит в соответствующей науке—в юрис­пруденции, в науке о прекрасном (эстетике), в теоло­гии, и потому исследование логических оснований науки оказывается достаточным для обоснования всего куль­турного сознания. Более того, при этом исследовании в качестве идеала науки имеется в виду «точное естест­вознание».

В философии Кассирера находит дальнейшее развитие кантовская идея о заданности форм восприятия и мыш­ления как условий возможности опыта и познания. По­добно тому, как кантовские априорные формы восприя­тия и мышления определяют «мир для нас», так и «формы культуры» Кассирера суть единственно возможные фор­мы существования «мира для нас»; потому и они суть формы именно культуры, т. е. мира, созидаемого общественным человеком.

Характерные особенности критического идеализма Кассирера можно сформулировать следующим образом: 1) расши­рение области применения критического анализа; 2) по­пытка построить на основании философии Канта (и да­же вывести из «критического, или трансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведения форм культурного созна­ния к логическим основаниям науки; и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.

Эти формы, «содержащие в себе систему символов, призваны не просто отображать мир, в них отложились различные основные способы мышления, понимания, представления, вооб­ражения и описания» мира человеком; они (каждая из них) составляют тот целостный мир, в которых осу­ществляет себя человек и в которых он живет.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор. Демокрит
    . - признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино. - Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, ...

    2.4 Логический атомизм "Трактата": от синтаксиса к онтологии
      Как уже указывалось, основной грамматической категорией ЛФТ является предложение (Satz). Почему именно предложение? При ответе на этот вопрос необходимо учитывать как логическую, так и фи ...

    5.2 Концепция "значение как употребление" и ее приложения
      Рассмотрим основные аспекты концепции "значение как употребление", обсужденные в "Философских исследованиях" Витгенштейна — работе, наиболее плотно ассоциирующейся с у ...