PhilosophyDay
Современная философия
Философия Платона: учение о едином, уме и душе, понятие материи,
космология, теория познанияДругая философия / Философия классической Греции / Философия Платона: учение о едином, уме и душе, понятие материи,
космология, теория познанияСтраница 1
Философия Платона – это философия Общего, Целого, Единого, подчиняющего себе частное, множественное, единичное. Цель: постичь законы подчинения единичного – общему, частного – целому. Закон Истины – приближение копии к образцу.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
· материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
· окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
· реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
· чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
· любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
· весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
«единого»;
«ума»;
«души».
«Единое»:
· является основой всякого бытия;
· не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
· есть ничто;
· выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
· первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
· происходит от «единого»;
· разделен с «единым»;
· противоположен «единому»;
· является сущностью всех вещей;
· есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»:
· подвижная субстанция, которая объединяет и связывает» единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
· также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
· душа человека (вещи) есть часть мировой души;
· душа бессмертна;
· при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
· постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершенством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей.
В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями.
Смотрите также
"Отторгнутый от материнской груди и отцовских
объятий…"
Трудно было попадать в старину из Италии в Швейцарию: эти две
соседние страны разделяются высокими Альпийскими горами. По горным перевалам
проложены были узкие, опасные тропинки.
Богачи ...
Николай Бердяев. Смысл творчества (опыт оправдания человека)
Введение
Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю
"миром", мировой данностью, необходимостью. "Мир сей" не
есть космос, он есть некосмическое состояни ...
11.2 Гипотеза лингвистической
относительности Сепира — Уорфа
Итак,
каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности
значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где
пределы их альтернативности? Че ...