Философия Платона: учение о едином, уме и душе, понятие материи, космология, теория познания
Другая философия / Философия классической Греции / Философия Платона: учение о едином, уме и душе, понятие материи, космология, теория познания
Страница 2

Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.

Проблема государства в философии Платона.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

1. монархия – справедливая власть одного человека;

2. тирания – несправедливая власть одного человека;

3. аристократия – справедливая власть меньшинства;

4. олигархия – несправедливая власть меньшинства;

5. демократия – справедливая власть большинства;

6. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства.

Все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники. Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях. Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством. Философы и воины не должны иметь частной собственности.

Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

Гносеология (учение о познании) Платона.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

· поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»;

· «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

· высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

Историческое значение философии Платона в том, что

1. впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

2. положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

3. впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

4. были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

5. была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Николай Бердяев. Смысл творчества (опыт оправдания человека)
    Введение   Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю "миром", мировой данностью, необходимостью. "Мир сей" не есть космос, он есть некосмическое состояни ...

    9.  Аналитическая эпистемология
      В аналитической философии теория познания всегда занимала особое и даже привилегированное положение, будучи одной из тех немногих философских дисциплин, правомерность принадлежности котор ...

    10.7 Когерентная теория истины
      Истина приписывается утверждениям, пропозициям или чему бы то ни было, что мы принимаем за первичные носители истинностного значения, либо ·        п ...