Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?
Другая философия / Основные понятия философии / Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?
Страница 1

Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод.

Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.

Рационализм наиболее ярко выражен Р. Декартом. Он признавал существование двух самостоятельных субстанций: материальной и духовной, их главными атрибутами являются соответственно протяженность и мышление. Декарт считал главным методом науки метод дедукции. В основании метода мышления, по Декарту, лежит Разум, а наиболее достоверным утверждением является: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт сформулировал правила метода для получения нового знания: признавать истинными только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо; расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Б. Спиноза считал, что существует природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Природа есть субстанция. Бог растворен в природе и лишен воли и разума. Мышление и протяжение – атрибуты субстанции, а единичные вещи – как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанции. В теории познания Спиноза выступал рационалистом. Математический способ мышления он считал лучшим, ведущим к истине.

Крупный вклад в разработку проблем познания, государства и политики внесли Т. Гоббс и Дж. Локк. В частности, Дж. Локк обосновал принцип сенсуализма – происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Все идеи возникают из опыта, который бывает двух видов: внешний и внутренний.

XIX век для европейской философии – классический. Большой вклад в постановку и разработку философских проблем внесла немецкая философия. В рамках немецкой классики был разработан диалектический метод познания, радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. К этому течению относят философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант осуществил коренной переворот в гносеологии. Если до Канта в центральной проблеме гносеологии – взаимодействие субъекта и объекта – акцентировали внимание на анализе объекта, то Кант критически анализирует специфику познающего субъекта. В субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Кант утверждает, что природу объективно существующих вещей (“вещей в себе») мы не можем познать, сущность вещей недоступна человеческому разуму. Попытки разума проникнуть в мир вещей, как он существует сам по себе, неизбежно приводят к противоречиям, к антиномиям. В процессе познания человек имеет дело с явлениями вещей, но по явлениям нельзя судить о вещах, существующих сами по себе. Разделение мира на доступные знанию «явления» и непознаваемые «вещи в себе»– ведет к агностицизму. Кант приписывает познающему субъекту априорные (доопытные) формы знания: пространство, время, формы рассудка. В этике Кант сформулировал категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства».

Гегель был объективным идеалистом, диалектиком. Философия Гегеля носит противоречивый характер. Если диалектический метод философии содержал в себе мысли о развитии через противоречие, прерывы постепенности, то ее идеалистическая система требовала прекращения этого развития. По Гегелю, абсолютная идея составляет истинную реальность. Абсолютная идея существует вечно. Она находится в постоянном развитии и изменении. Все многообразие действительности – результат саморазвития идеи. В своем развитии абсолютная идея проходит три ступени. На первой она развивается в сфере чистой мысли, порождает и накапливает свое богатство. На второй она порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных явлений. На третьей – абсолютная идея существует в форме сознания, мышления людей. Осознав весь свой предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и возвращается в свое первоначальное положение, но уже как уяснившая все богатство своего содержания.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Глоссарий
      Абсолютная истина – истина, полностью исчерпывающая предмет познания; знание, тождественное своему предмету. Аналитические суждения — априорные, логические предложения, имеющие конвенц ...

    О Альберте Камю
      Альбер Камю – крупнейший представитель французской философии первой половины 20 века, причисляемый к экзистенциалистам. Основными темами его творчества и размышлений стали темы абсурда и б ...

    11.1 Эпистемологический и онтологический плюрализм Н.Гудмена
      Нельзя провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах "Способов создания миро ...