Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?
Другая философия / Основные понятия философии / Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?
Страница 2

У Гегеля философия предстает как система диалектических законов и категорий, выражающих процесс саморазвития идеи.

Л. Фейербах завершил немецкую классическую философию. Он подверг критике идеализм Гегеля и восстановил в своих правах материализм.

В центре своей философской системы Фейербах ставил человека как родовое существо. Антропологизм – исходный принцип материализма Фейербаха. Его материализм носил созерцательный, метафизический и механистический характер. Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества, религии и человека.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение – диалектический материализм. Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и дал свою трактовку этой проблемы. Маркс и Энгельс считали, что мир находится в постоянном диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний другими и образованию новых качественных явлений. Опираясь на тезис о примате материального над идеальным, Маркс конкретизировал его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием.

В этот же период развиваются философские концепции иррационалистического типа. Иррационалисты (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.) утверждали: мир неразумен; человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.

Русская философская мысль начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации и достигает вершин своего развития на переломе XIX–XX вв. Главными особенностями русской философской мысли являются: историософичность, внимание к проблемам человека, связь с религиозным мировоззрением, нацеленность на решение практических вопросов, преобладание морального аспекта при обсуждении философских проблем, слабый интерес к проблемам гносеологии.

В XIX в. в русской философии выделяются два основных направления: «философия тотальности» (общности), связанная со славянофильством, и «философия индивидуальности», тяготеющая к западничеству.

Славянофилы (И. Киреевский, Ю. Самарин, А. Хомяков и др.) полагали фундаментом мировоззрения православие, идеальной формой правления – монархию, идеальной экономической структурой – крестьянскую общину.

Западники (А. Герцен, В. Белинский, М. Бакунин и др.) ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие. Центральной проблемой в идейных исканиях западничества была проблема личности.

Основные идеи русской религиозной мысли XIX в. впитала в себя философия Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию – понятие «Софии». Софийность на долгие годы становится как бы родовым признаком русской философии.

Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-антропологическую тенденцию в русской философии. Он обсуждает такие проблемы, как проблемы смерти человека и пути воскрешения, бессмертия человека и Космоса.

В ХХ в. в России укрепляется марксизм (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин) и происходит становление философии диалектического исторического материализма. Получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.П. Бердяев, Л. Шестов), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев). Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков).

Современная западная философия включает в себя огромное разнообразие направлений, течений, школ и концепций. Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие западной философии, является отношение к рациональному познанию. Во многих концепциях рациональному познанию противопоставляется интуитивное познание. В западной философии широко обсуждается проблема человека и его индивидуальной жизни в нашу эпоху.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    10.9 Аргументы когерентной теории обоснования и перцептуальные утверждения
      Исходный контраст между когерентными и фундаменталистскими теориями вновь проявляется при столкновении с эпистемической проблемой регресса. Очевидно, что обоснование некоторого полагания ...

    6.  Реабилитация метафизической проблематики
      Основная предпосылка возрождения метафизики в АФ — это попытка перевода традиционных метафизических и эпистемологических вопросов в семантические, которые могут быть решены аналитически. ...

    Пифагор. Гераклит. Пифагор.
    Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение ...