PhilosophyDay
Современная философия
Человек, общество,
историяДругая философия / Основные понятия философии / Человек, общество,
историяСтраница 2
Теологическая концепция – у каждого человека есть предназначение со стороны высшей инстанции (Бог, дух, идея), поэтому смысл жизни человека в его бытии в качестве осуществления планов высшего начала (Платон, Гегель, Вл.
Социоцентрическая концепция – смысл жизни человека в идее служения людям, обществу, нравственным идеалам (К. Маркс, В.И. Ленин и др.).
Антропологическая концепция – смысл жизни человека не выходит за пределы индивидуального человеческого существования (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм).
Нигилистическая концепция заключается в отрицании какого бы то ни было смысла человеческой жизни (Л. Шестов, Ж.-П. Сартр).
4. Общество является объектом изучения многих наук. Социальная же философия изучает наиболее общие закономерности и тенденции взаимодействия социальных явлений, функционирование и развитие общества, целостный процесс социальной жизни. Общество выступает в форме своеобразной подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природы. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общественные отношения – главное, что отличает социальные системы от других образований материального мира. Существуют различные теоретические модели общества: натуралистические и материалистические.
Натуралистический подход – общество является естественным продолжением закономерностей природы, мира животных и космоса (Монтескье, Л. Мечников, Л. Гумилев и др.).
Идеалистический подход – основой общества является некое духовное начало (Гегель и др.).
Материалистический подход к общественному развитию разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, суть его составляет положение: способ производства – материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. Фундаментальная проблема в марксизме – проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей – отражение их общественного бытия в ходе практики. Общественное бытие – реальный процесс жизни.
5. Современная философия рассматривает общество как единый целостный организм, как единую систему. Общество разделяют на сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер представляет собой целую систему различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии. Экономическая сфера – единство производства, потребления, обмена и распределения. Социальную сферу представляют этнические общности людей, социальные группы и классы. Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии и т.д.). Государство, как и политические системы, очень дифференцированно. Духовная сфера включает философские, религиозные, политические, этнические и другие воззрения людей, а также эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.
Основные свойства общества как целого: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.
6. В самом широком смысле слова субъект – тот, кто действует, а объект – то, на что направлено действие. Субъектами могут выступать отдельные индивиды, социальные группы людей и общество в целом. Побудительной силой действия являются интересы. Группа может быть субъектом деятельности, если у нее общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: социальные общности, их организации, индивиды, выдающиеся личности. Источник общественного развития – социальные противоречия, его движущие силы многообразны.
Смотрите также
13.2 Бихевиористская редукция
сознания
Скептические
выводы из концептуального анализа понятия сознания обычно отождествляю его с
такими понятиями, как «эфир», «флогистон» и тому подобные, которые, согласно
выражению Патриции Ч ...
5.5 Интенционалистские теории языка
(П.Грайс, Дж.Серль)
Интенционализм
— одно из крупных направлений в современной аналитической философии языка.
Основная претензия интенционализма — доказать, что концептуально первичным и
ключевым для философ ...
12.1 Концепция понимания языка
М.Даммита
Характеризуя
роль Даммита в том, что можно было бы назвать "сменой когнитивных парадигм
в аналитической философии языка", В.В.Петров писал: "В конце 60-х —
начале 70-х годо ...