Человек, общество, история
Другая философия / Основные понятия философии / Человек, общество, история
Страница 3

7. Проблема периодизации исторического процесса находилась в центре внимания многих мыслителей. Существуют различные критерии членения истории на отдельные периоды: географический фактор, материальный, духовный и т.

д.

Вико создал теорию исторического круговорота, в котором общество проходит через три века: век Богов, век Героев, век людей.

Основой деления истории для Гегеля был географический фактор. В соответствии с географией Гегель делит историю на Восточный, куда входят Китай, Индия и т.д., Греческий, Римский и Германский миры.

Маркс в основу деления истории общества положил материальный фактор – способ производства материальной жизни. В социальную философию для обозначения различных этапов в развитии общества он ввел новую категорию – «общественно-экономическая формация». Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Маркс разделил историю на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В современных философских трудах существуют разные концепции периодизации истории. Некоторые (Р. Арон) утверждают, что всю историю можно разделить на индустриальную и доиндустриальную эпохи.

8. Понятие прогресса неразрывно связано с тем или иным представлением о характере развития и его направленности. Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. В философии Нового времени появились идеи общественного прогресса, основанные на представлении о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед. Гегель характеризует историю как прогресс в сознании свободы. Для Маркса критерием поступательного развития общества является уровень развития производительности труда.

Актуальной проблемой теории социального прогресса является определение его критерия. Выдвигаются различные критерии прогресса: человеческий разум, производительность труда, способ производства, принцип счастья и т.д. Все эти критерии важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного исторического развития. Общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
    Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...

     
     Состояние S1  Состояние S2 Вход: нажатие Вкл. и переход в S2 Выкл. и переход в S1 Вход: нет нажатия Выкл. и ост ...

    Фейербах - в середине 19 века острая критика идеализма, религии
    Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть вечной природы.- Человек – психофизическое един ...