PhilosophyDay
Современная философия
Общество как саморазвивающаяся системаДругая философия / Общество как саморазвивающаяся система / Общество как саморазвивающаяся системаСтраница 1
Общество- это сложная социальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризована:
1. С точки зрения способа существования – общество как часть мира, образованная совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми;
2.
3. С точки зрения его структуры – общество как совокупность элементов, подсистем, а также и их связь между собой. Конечным неделимым элементом социальной системы выступает отдельный человек – индивид, а общим знаменателем, к которому можно свести все многообразие частей общества, - процесс человеческой деятельности. Именно деятельность как способ существования общества определяет его структуру и очерчивает его границы.
Простейшими элементами организованной человеческой деятельности являются три класса структурных образований:
1. Класс субъектов, с которыми связана сама способность действовать;
2. Класс объектов, которые люди используют для достижения своих целей, распадающихся на два вида: вещи и символы;
3. Общественные связи и отношения, наличием которых определяется само существование системы, её способность функционировать и развиваться как единое целое.
Наиболее значимы в социальной системе общественные отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их совместной материальной и духовной деятельности и проявляются в разделении общественного труда, собственности или власти. Они распадаются на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляется основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические, они определяют характер политических правовых, нравственных, религиозных и других отношений. Все это – элементы общественной организации (субъекты, объекты, отношения). Что же представляют собой ее подсистемы?
В общественной жизни, исходя из основных видов деятельности, можно выделить четыре основные сферы (подсистемы):
1.материально-производственную, производящую предметы практической жизнедеятельности;
2.социальную (вся деятельность, связанная с человеком становящимся);
3.регулятивную (деятельность, направленная на создание и регуляцию многообразных общественных связей и отношений);
4.духовную (деятельность по производству и воспроизводству необходимых форм человеческого сознания: знаний, умений, художественных образов, нравственных норм, религиозных верований и др.)
Такова структурная организация общества, включающая социальные элементы, общественные сферы (подсистемы), общественные отношения.
Проанализировав общество как социальную структуру, мы очертили его структуру, вычленили составляющие. Но этого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о функционировании общества как целостного развивающегося социального организма.
Для этого необходимо рассмотреть, каким образом функционируют отдельные составляющие, как они взаимодействуют между собой, что вызывает такое взаимодействие и какова его последовательность, т.е. рассмотреть общество функционально; раскрывая совокупность важнейшего взаимодействия на всех уровнях социальной системы, в результате которых общество оказывается способным функционировать, т.е. поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных условиях существования.
Общество – это не только социальная система, не только целостный организм, но и развивающийся организм. Поэтому можно поставить еще один вопрос: как удается обществу сохранить преемственность в процессе изменения. Чтобы ответить на него, необходимо выявить универсальные законы функционирования и развития, которые проявляются в любом обществе, и главные факторы, лежащие в основе функционирования общества.
Смотрите также
Апокрифическая философия
Несмотря на жестокую партийно-идоологическую цензуру, среди
научной интеллигенции всегда сохранялась оппозиция «кaзенщине в философии», то
явная, то скрытая, завуалированная в формулы маркси ...
10.8 Различение
между истинностью и обоснованностью знания
Мы
можем знать некоторый факт только в том случае, если мы имеем истинное
полагание о нем. Однако, поскольку не все, а только некоторые истинные
полагания являются знанием, то один из цен ...
8.1
Стандартная семантика Д.Дэвидсона
Работа
Дональда Дэвидсона в философии языка сфокусирована на развитии такого подхода к
теории значения, который был бы адекватен естественному языку. Представление
Дэвидсона о семантическ ...