PhilosophyDay
Современная философия
Общество как саморазвивающаяся системаДругая философия / Общество как саморазвивающаяся система / Общество как саморазвивающаяся системаСтраница 2
В зависимости от мировоззренческой позиции исследователей можно выделить и различные подходы при рассмотрении этого комплекса вопросов:
1. Сторонники материалистического понимания истории анализируют историю человечества как смену общественно-экономических формаций, считают материальное производство (производительные силы и производственно-экономические отношения) определяющим фактором развития;
2.
3. Нередки попытки синтезировать эти два взаимоисключающих подхода, тогда связь материального и духовного рассматривается как взаимодействие, в котором отсутствует однозначная связь причины и следствия.
Общество – это развивающаяся система, поэтому наряду со структурным и функциональным анализом необходимо рассматривать его в динамике. Представить общество как закономерный естественно- исторический процесс, определив его сущность, направленность, выявив, каким образом соотносится внутреннее единство этого процесса с его внешним конкретно-историческим многообразием.
При рассмотрении этого вопроса также выявляются различные подходы:
1. восхождение человечества на более высокие исторические ступени поступательного развития осуществляется в процессе смены общественно-экономических формаций.
2. динамику общественного развития авторы теорий модернизации и других концепций общественно-экономического и политического развития в западной социологии объясняют процессом перехода от стабильного "традиционного" к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу.
Преодоление эволюционной "отсталости" традиционных обществ мыслится результатом такого изменения социальных институтов, которое поощряло бы развитие рациональности европейского типа, вознаграждало индивидуальные усилии. Умственную энергию и изобретательность.
Выявляются два типа модернизации. Первые тип – оригинальная спонтанная модернизация – характерен для стран, переживающих переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов.
Другой тип – вторичная, "обращенная" модернизация – характерен дл стран по тем или иным причинам, отставшим в своем развитии и теперь, при широком использовании опыта передовых государств, пытающихся достичь того же уровня и качества жизни.
В целом же характерная черта теории модернизации – концентрация внимания на межформационных, длительных линиях истории в поисках решения проблемы преемственности развития стран как результата противоречивого взаимодействия внутренних и общецивилизационных соцкультурных факторов.
Рассматривая общество как развивающуюся систему, следует специально подчеркнуть одно важное обстоятельство. При различных подходах к его исследованию мы имеем не "ставший" объект, а "становящийся", подвижный, изменяющийся. Кроме того, все его функциональные элементы тоже подвижны. Они коэволюционно развиваются, даже если в определенные периоды вступают в противоречие друг с другом.
Смотрите также
Мифология и религия - истоки философии.
Миф это исторически первая мировоззренческая форма отражения
действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и
практически – преобразующее освоение мира предстает в синкретичес ...
3.5 Формирование представлений о
конвенционализме в философии науки Венского кружка
Полемика
логических эмпиристов с неокантианцами была инициирована развитием точных наук
в начале ХХ века. Последнее сказалось не просто в появлении новых образцов
хорошей науки, которым н ...
2.4 Логический атомизм
"Трактата": от синтаксиса к онтологии
Как
уже указывалось, основной грамматической категорией ЛФТ является
предложение (Satz). Почему именно предложение? При ответе на этот вопрос необходимо
учитывать как логическую, так и фи ...