Заключение
Другая философия / Н.А. Бердяев о происхождении зла и смысле истории / Заключение

Работа Бердяева – это совершенно новая для меня точка зрения. Это ответы на некоторые из вечных вопросов, которые человек часто задает себе и не находит объяснений. У меня сформировался новый взгляд на понимание зла, на процесс истории.

Доводы и аргументы Бердяева столь убедительны, что даже сомневающийся человек поверит, или хотя бы почерпнет что-то полезное для себя. Его работа достаточно тяжела для восприятия. Для этого он несколько раз, в разных разделах повторяет основные мысли. И в конце выстраивается логическая цепочка, которая описывает основную мысль работы.

Прочитав работу, я сделала два основных вывода:

О зле. Зло – это небытие. Каждый человек ответственен за первоначальное зло. Когда он это поймет, а не будет винить кого-то другого в этом зле, когда человек освободиться от внутреннего зла, тогда он достигнет божественной гармонии.

Об истории. История по Бердяеву, это процесс, который должен прийти к завершению, к плохому или хорошему концу, что полностью зависит от самого человека, а точнее от всего человечества. Но это будет не земной конец, а конец религиозный, к которому приведет религиозный прогресс. Осмыслить этот прогресс, значит увидеть двойственность будущего. Прогресс должен окончательно уничтожить в будущем всякое зло и довести мир до состояния совершенства. Конец истории наступит, когда в человеке соединиться божественное и его личная индивидуальность. Тогда человек победит смерть, что есть основная задача конца истории. Особенно Бердяев выделяет переходный момент в истории. Это момент «прихода» на землю Христа. Никогда человек еще так близко не был к Богу. Христос это центр истории, смысл истории.

Бердяев также рассуждает о различных периодах человеческой жизни. Он рассматривает позитивные и негативные стороны различных религий. Он это делает, чтобы выявить все ошибки. Ведь чтоб достигнуть конца, нужно извлечь все уроки из прошлого.

И как общий вывод, можно сказать, что современное человечество переживает тяжелый кризис. Все противоречия обострились до последнего предела, и ожидание мировой социальной катастрофы лишь на волосок отделимо от ожидания катастрофы религиозной.

[1] Стр124

[2] стр127

[3] стр149

[4] стр157

[5] стр159

[6] стр160

[7] стр161

[8] стр166

[9] стр168

[10] стр170

[11] стр171

[12] стр173

[13] стр188

[14] стр189

    Смотрите также

    7.4 Молекуляризм М.Даммита
      Возможные аргументы против холистической семантики будут направлены прежде всего на само понимание природы связи между истиной и значением. Возможна позиция, состоящая в том, что метафизи ...

    14.4 Перспективы компаративных исследований: возможности аналитической философии
      Для феноменолога не лишним будет обратить более пристальное внимание на лингвистическую «окраску» конституируемых феноменов. Если языку будет уделено соответствующее аналитическим взгляда ...

    9.1 Бертран Рассел: знание вещей и знание истин
      В теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным смыслам, в которых вообще может использо ...