PhilosophyDay
Современная философия
Философская система Владимира СоловьеваДругая философия / Философская система Владимира СоловьеваСтраница 1
Семен Франк в статье “Русское мировоззрение” называет Соловьева “совершенно своеобразной фигурой” и отмечает, что “он сделал то, что славянофилы (кроме Хомякова) в большинстве своем только обещали: из догматических глубин восточного христианства он развил универсальное философское мировоззрение, которое .
Родился Владимир Соловьев в семье известного русского историка С.М.Соловьева. Его дед был священником в Москве, а по материнской линии он происходил из старинного украинского рода. В семье царила религиозная атмосфера, в которую с самого детства был погружен будущий философ.
С детства у него были сильная предрасположенность к мистицизму, способность видеть вещие сны и видения. В возрасте 9 лет (по некоторым источникам в 10 лет) он стоял во время богослужения в церкви, завеса чувственного мира на короткий миг перед ним раздвинулась, и ему явилась “София” – божественный образ вечной женственности.
В 13 лет начинаются религиозные сомнения, а в 14 лет Вл.Соловьев был уже совершенным материалистом и атеистом, последователем Писарева. Как пишет о нем друг юности, известный философ Л.М.Лопатин, “это был типический нигилист 60-х годов”.
В 16 лет начинается возвращение к вере. Вл.Соловьев знакомится с трудами голландского философа Спинозы, от которого воспринимает живое чувство реальности Бога и переживание духовного всеединства мира. Проучившись три года на естественном факультете МГУ, Вл.Соловьев переходит на историко-филологический факультет, в течение года готовится к сдаче государственного экзамена и сдает его в 1873 году.
С осени 1873 по лето 1874 года Соловьев посещает лекции по философии и богословию в Московской Духовной академии. В 1874 году публикует магистерскую диссертацию “Кризис западной философии. Против позитивистов”. После ее защиты в Петербургском университете известный историк Бестужев-Рюмин заявляет: “Россию можно поздравить с гениальным человеком”.
В начале 1875 года Соловьев читает лекции в Московском университете и на Высших женских курсах. Летом 1875 года уезжает в командировку в Англию для изучения мистической литературы. В разгар занятий Соловьеву второй раз на краткий миг является София, и внутренний голос говорит ему: “В Египте будь!”. Соловьев едет в Каир, отправляется пешком, без провизии, в цилиндре и пальто в пустыню, встречает кочевников, которые сначала его испугались, приняв за дьявола, но потом ограбили и скрылись. С наступлением ночи Соловьев ложится на землю, на рассвете мир преображается перед ним . Вот как он описывает третью встречу с Софией в стихотворении “Три свидания”.
Все видел я, и все одно лишь было, –
Один лишь образ женской красоты .
Безмерное в его размер входило, –
Передо мной, во мне – одна лишь ты.
Данное четверостишие интересно тем, что его можно рассматривать как формулировку важнейшего принципа философии Соловьева – всеединства.
В конце 70-х годов Соловьев пишет работу “Чтения о Богочеловечестве”. В 1880 году защищает в Петербургском университете докторскую диссертацию “Критика отвлеченных начал”. Он преподает в Московском и Петербургском университетах и на Высших женских курсах. В марте 1881 года, после убийства Александра II, в публичной лекции Соловьев призывает царя простить убийц его отца во имя высшей правды и не приговаривать их к смертной казни. Это выступление ставит его в сложные отношения с официальными властями. Он оставляет преподавательскую деятельность и уходит в публицистику и писание книг по общественной и церковно-религиозной проблематике.
Смотрите также
13.2 Бихевиористская редукция
сознания
Скептические
выводы из концептуального анализа понятия сознания обычно отождествляю его с
такими понятиями, как «эфир», «флогистон» и тому подобные, которые, согласно
выражению Патриции Ч ...
11.2 Гипотеза лингвистической
относительности Сепира — Уорфа
Итак,
каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности
значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где
пределы их альтернативности? Че ...
2.1 Логический атомизм: язык как
средство остановки регресса
Мысль
о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к
Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами
определения и преобразования ...