PhilosophyDay
Современная философия
Философская система Владимира СоловьеваДругая философия / Философская система Владимира СоловьеваСтраница 5
Но для полного преодоления этой раздельности и в то же время окончательного увековечения всех индивидуальностей нужно, чтобы процесс объединения перешел за пределы социальной жизни и включил в себя в том числе и космическую сферу, из которой он когда-то вышел.
Это конечное состояние мира должно явиться результатом уже не стихийного процесса, но сознательной человеческой деятельности по воплощению в природе и в мире в целом абсолютной всеединой идеи. И вот это окончательное состояние мира Соловьев называет безусловным нравственным порядком, или Царствием Божиим.
Если сравнивать работы Соловьева по конкретным вопросам – по эстетике, теории познания, этике, по церковной и общественной проблематике, − мы обнаружим повторяющийся ход мысли: сначала выделение в предмете противостоящих друг другу элементов; далее показ неистинности этих элементов при рассмотрении их в оторванности друг от друга; и наконец, переход к должному, или истинному, состоянию – когда каждый из элементов, сохраняя свою самостоятельность и значимость, в то же время переходит в каждый другой, образуя вместе неслиянную и нераздельную целостность положительного всеединства.
Выше мы показали этот ход мысли при описании мирового процесса от начального состояния разрозненности и отчуждения до будущего установления любовного, сизигического, единения личностно человеческого, исторического и природно-космического элементов. Покажем теперь этот же ход мысли на теории познания Соловьева, обращая при этом внимание на существенные и содержательные моменты.
В европейской классической философии существуют два направления в понимании процесса познания: эмпиризм (сенсуализм), при котором утверждается, что мы познаем истину через чувственный опыт, или ощущения, и рационализм (идеализм), согласно которому истина нам дается в акте мыслящего разума через общие понятия и категории.
Соловьев анализирует оба направления с тем, чтобы показать неистинность каждого из них, взятого само по себе.
Эмпиризм допускает познание только чувственных внешних предметов. Но все, что мы обыкновенно принимаем за внешние, независимые от нас предметы, все, что мы видим, слышим, осязаем и т.д., состоит из наших ощущений, которые есть лишь видоизменения нашего сознания. Это в свое время показали английские философы Джордж Беркли и Давид Юм. Потому ощущения не могут иметь притязаний на какую-нибудь реальность, кроме той, какую имеют все остальные видоизменения сознания, как то: желания, чувства, мысли, иллюзии и т.д.
Если же самый факт непосредственного ощущения, а следовательно, и любой факт сознания все же принимается за истину, то в таком случае ничего неистинного, или ложного, быть не может и самое понятие истины теряет всякий определенный смысл, под ним ничего не разумеется.
Чтобы все-таки различать истинные состояния нашего сознания от неистинных, мы должны ощущения соотносить с их объективным содержанием, то есть предметом, существующим независимо от наших ощущений. Таким образом, ощущение может иметь свойства объективной истинности не само по себе, а лишь поскольку оно соответствует истине не совпадающего с ним содержания, или предмета.
Смотрите также
6.4 Физикалистская метафизика
Д.М.Армстронга
"Текст
австралийского философа Дэвида Армстронга, — писал А.Ф.Грязнов, — ... в нем
изложена точка зрения «научного материализма» на проблему сознания и психических
процессов. Это теч ...
8.4 Теоретико-игровая семантика
Я.Хинтикки
В
основе теоретико-игровой семантики лежат, с одной стороны, математическая
теория игр, а с другой—теоретико-модельная семантика. Как и эту последнюю,
теоретико-игровую семантику интересу ...
9.2 Знание и мнение. Проблема
обоснованности знаний
Содержание
пропозиционального знания обычно выражается посредством некоторого
высказывания. Другой характерной особенностью такого рода знания является то,
что оно представляет собой функ ...