PhilosophyDay
Современная философия
Два способа существования человекаДругая философия / Эрих Фромм о потребностях человека / Два способа существования человекаСтраница 2
Понятие «быть»
Если понятие обладания для современного человека более или менее понятно, то с понятием бытия все сложнее.
«Если понятие "обладание" является, по-видимому, сравнительно простым, то, напротив, понятие "бытие", или такая его форма, как "быть", является гораздо более сложным и трудным для понимания.
(1) в качестве связки, как, например, в английском: "I am tall" ("Я [есть] высокий"), "I am white" ("Я [есть] белый"), "I am poor" ("Я [есть] бедный"), то есть грамматического показателя тождества (во многих языках нет слова "быть", употребляемого в таком смысле: в испанском языке проводится различие между постоянными свойствами, которые относятся к сущности предмета (ser), и случайными свойствами, которые сущности предмета не выражают (estar);
(2) в качестве вспомогательного глагола для образования формы страдательного залога, как, например, в английском языке: "I am beaten" ("Я избит"), где "Я" является объектом, а не субъектом действия (ср. с "I beat" -- "Я бью");
(3) в значении "существовать" - и в этом случае, как показал Бенвенист, его следует отличать от глагола "быть", употребляемого в качестве связки для обозначения тождества: "Эти два слова сосуществовали и всегда могут сосуществовать, будучи совершенно различными" [Бенвенист, 1974, с. 203].»[16]
Тут же следует вопрос, каким же образом можно жить в современном мире и ничем не обладать. Фромм говорит, что ключевое различие между обладанием и бытием это ориентирование на смерть и жизнь соответственно и является важнейшей проблемой человеческого существования.
То есть, если обобщить обзор этих понятий, получится следующее.
«1. Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как "у меня есть автомобиль" или "я белый", или "я счастлив", а два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает.
2. При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.
3. Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна из них является противоположностью обладания, как это показано на примере Дю Маре, и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия - это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости, как это показано на примере этимологии слова "быть" (Бенвенист)»[17]
«Иметь» и «быть» в нашей жизни
В современной жизни тяжело представить человека экзистенциального типа. Для того, чтобы облегчить эту задачу в своей работе «Иметь или быть» Фромм приводит примеры из повседневной жизни.
Смотрите также
2.3 Философия языка
"Трактата": логика языка versus логика мышления
Логико-философский трактат создавался с 1914 по 1918
год. Его созданию сопутствовали обстоятельства, о которых нельзя не упомянуть,
поскольку они, вероятно, сказались на содержании. Летом ...
10.6 Релятивистский
подход к теории истины
Использование в концепции значения как
условий истинности представлений об относительной истинности привлекательно
прежде всего тем, что может позволить выразить базовую для семантики
ест ...
8.3 Трансляционная и
теоретико-модельная семантика
Идея
трансляционной семантики, понимаемой в духе Катца[408], заключается в том, чтобы
построить отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего
языка с четкой структурой ...