PhilosophyDay
Современная философия
Метод материалистической
диалектикиМетоды теории познания / Метод материалистической
диалектикиСтраница 1
По справедливому замечанию сербского учёного Р. Лукича, <<нельзя стать хорошим юристом, оставаясь лишь <<чистым>> диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих праву.
Построение классической системы диалектики связано с именем немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля. Как объективный идеалист, Гегель первичной считал мировую идею, разум, вторичным – всё материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира. Гегель дал классический анализ философских парных категорий: качества и количества, причины и следствия, случайности и необходимости. Им сформулированы три основных закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Марксизм, восприняв диалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов, решил проблему соотношения материи и сознания в пользу первичности материи, бытия. Материя, окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они отражаются в сознании человека.
Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.
При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества.
Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе.
В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества – это и новая ступень в развитии государства и права. Постепенные количественные изменения в структуре государства, его функциях, законодательстве приводят к качественным преобразованиям в государственно-правовой системе.
Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Используя их при анализе государственно-правовых явлений, можно проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения.
Каждый из законов диалектики проявляет себя в любом юридическом явлении, процессе. Так, любая юридическая норма, и прежде всего вновь принятая, отражает единство и противоречивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то же время противоречивые интересы. Она проявляется тогда, когда изменения в социальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают нового качественного состояния и требуют принципиально иной юридической нормы.
К основным философским категориям относят такие парные категории, как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность. Например, анализ правотворчества и правоприменения с позиций категории причины и следствия показывает, что в соотношении <<общественные отношения – норма права>> первые выступают в качестве причины, вторые – следствия.
Общество и государство можно и необходимо рассматривать как соотношение общего и единичного. Такой анализ выводит нас на проблему взаимодействия гражданского общества и государства.
Категории необходимости и случайности, приложенные к механизму государства, показывают объективную необходимость разделения властей в государстве как средство взаимного сдерживания и контроля.
Смотрите также
12.2 Аналитические модели объяснения
Проблеме научного объяснения посвящена обширнейшая
литература. Аналитические аспекты этой темы могут быть резюмированы так: каким
образом проблема перехода от описания к объяснению связана ...
11.2 Гипотеза лингвистической
относительности Сепира — Уорфа
Итак,
каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности
значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где
пределы их альтернативности? Че ...
Древнегреческая философия. Платон.
Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению
к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.-
Материальный мир создан из хаоса, бесформ ...