5.5.4 Интенционализм Серля: теория речевых актов
Другая философия / Аналитическая философия / 5.  Философия лингвистического анализа / 5.5 Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль) / 5.5.4 Интенционализм Серля: теория речевых актов
Страница 3

)

под ними.

Феномен подразумевания чего-то под произнесением звуков или рисованием закорючек связан с намерениями подразумевающего человека.

С другой стороны, феномен подразумевания чего-то под произнесением звуков или рисованием закорючек связан с языковым значением (meaning) произносимых звуков или рисуемых закорючек — т.

е. с тем, что данные звуки или закорючки на самом деле значат в данном языке в силу правил и конвенций данного языка.

То, что мы можем подразумевать, есть — по меньшей мере, в некоторых случаях — функция того, что мы говорим.

Подразумевание есть нечто большее, чем просто вопрос намерений подразумевающего; оно есть также — по меньшей мере, в некоторых случаях — вопрос языковой конвенции.

Итак, в совершении и в восприятии иллокутивного акта имеются и интенциональные (связанные с намерениями) и конвенциональные (связанные с правилами языка) аспекты.

Когда говорящий говорит нечто и подразумевает буквально то, что говорит, — этот феномен тесно связан с намерением говорящего произвести определенное воздействие на слушающего. Когда слушающий слушает то, что произносит говорящий, и понимает произносимое, — этот феномен тесно связан с распознаванием слушающим намерения говорящего произвести на него определїнное воздействие.

В случаях буквального произнесения мост между стороной говорящего и стороной слушающего обеспечивается общим для них языком, с помощью которого говорящий совершает свой иллокутивный акт.

Вот как работает этот мост:

1. Понимать предложение — значит, знать его значение.

2. Значение предложения детерминировано правилами данного языка, и эти правила специфицируют как условия произнесения данного предложения, так и то, совершением какого именно

иллокутивного акта считается произнесение данного предложения в данных условиях.

3. Произнести некое предложение и подразумевать то, что сказал, — равносильно вот чему: произнести данное предложение и при этом

(а) иметь намерение Iсделать так, чтобы слушатель узнал (распознал, осознал), что имеет место некое положение дел — именно: то положение дел, которое специфицировано соответствующими правилами данного языка;

(b) иметь намерение I

осуществить намерение I

следующими средствами: сделать так, чтобы слушающий распознал намерение I

;

(c) иметь намерение I

’’

осуществить намерение I

следующими средствами: сделать так, чтобы слушающий распознал намерение I

в силу знания им языковых правил, относящихся к произнесїнному предложению.[335]

4. Предложение, стало быть, предоставляет говорящему конвенциональное средство осуществления намерения I

.

Если говорящий произносит предложение и подразумевает его, то он будет при этом иметь намерения I

, I

и I

’’

.

Понимание этого произнесения слушателем попросту равносильно тому, что все эти три намерения осуществились.

И в общем случае эти три намерения осуществятся, если слушающий понимает данное предложение, т.е. знает его значение, т.е. знает языковые правила, управляющие элементами данного предложения. 5.5.4.2 О содержании и функции речевых актов. Анализируя речевые акты, следует различать между содержанием и функцией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    6.1 Номинализм в аналитической философии
      Спор номиналистических и платонистских концепций в связи с интерпретацией языковых выражений, прежде всего так называемых абстрактных сущностей, принадлежит более чем почтенной традиции. ...

    14.3 Методологический плюрализм традиций
      Теперь, после обсуждения тематических корреляций, рассмотрим методы исследований аналитической философии и феноменологии. Сначала следует ввести одно важное замечание относительно пониман ...

    Влияние абсурда на человеческое бытие
      «Посторонний». Основываясь на принципах «моя свобода», «моя страсть», «мой бунт», Камю пишет повесть «Посторонний». Повесть заставляет задуматься. Вроде бы ничего нет в ней, это история ...