PhilosophyDay
Современная философия
5.5.4 Интенционализм Серля: теория речевых актовДругая философия / Аналитическая философия / 5. Философия
лингвистического анализа / 5.5 Интенционалистские теории языка
(П.Грайс, Дж.Серль) / 5.5.4 Интенционализм Серля: теория речевых актовСтраница 3
)
под ними.
Феномен подразумевания чего-то под произнесением звуков или рисованием закорючек связан с намерениями подразумевающего человека.
С другой стороны, феномен подразумевания чего-то под произнесением звуков или рисованием закорючек связан с языковым значением (meaning) произносимых звуков или рисуемых закорючек — т.
То, что мы можем подразумевать, есть — по меньшей мере, в некоторых случаях — функция того, что мы говорим.
Подразумевание есть нечто большее, чем просто вопрос намерений подразумевающего; оно есть также — по меньшей мере, в некоторых случаях — вопрос языковой конвенции.
Итак, в совершении и в восприятии иллокутивного акта имеются и интенциональные (связанные с намерениями) и конвенциональные (связанные с правилами языка) аспекты.
Когда говорящий говорит нечто и подразумевает буквально то, что говорит, — этот феномен тесно связан с намерением говорящего произвести определенное воздействие на слушающего. Когда слушающий слушает то, что произносит говорящий, и понимает произносимое, — этот феномен тесно связан с распознаванием слушающим намерения говорящего произвести на него определїнное воздействие.
В случаях буквального произнесения мост между стороной говорящего и стороной слушающего обеспечивается общим для них языком, с помощью которого говорящий совершает свой иллокутивный акт.
Вот как работает этот мост:
1. Понимать предложение — значит, знать его значение.
2. Значение предложения детерминировано правилами данного языка, и эти правила специфицируют как условия произнесения данного предложения, так и то, совершением какого именно
иллокутивного акта считается произнесение данного предложения в данных условиях.
3. Произнести некое предложение и подразумевать то, что сказал, — равносильно вот чему: произнести данное предложение и при этом
(а) иметь намерение Iсделать так, чтобы слушатель узнал (распознал, осознал), что имеет место некое положение дел — именно: то положение дел, которое специфицировано соответствующими правилами данного языка;
(b) иметь намерение I
’
осуществить намерение I
следующими средствами: сделать так, чтобы слушающий распознал намерение I
;
(c) иметь намерение I
’’
осуществить намерение I
’
следующими средствами: сделать так, чтобы слушающий распознал намерение I
в силу знания им языковых правил, относящихся к произнесїнному предложению.[335]
4. Предложение, стало быть, предоставляет говорящему конвенциональное средство осуществления намерения I
.
Если говорящий произносит предложение и подразумевает его, то он будет при этом иметь намерения I
, I
’
и I
’’
.
Понимание этого произнесения слушателем попросту равносильно тому, что все эти три намерения осуществились.
И в общем случае эти три намерения осуществятся, если слушающий понимает данное предложение, т.е. знает его значение, т.е. знает языковые правила, управляющие элементами данного предложения. 5.5.4.2 О содержании и функции речевых актов. Анализируя речевые акты, следует различать между содержанием и функцией.
Смотрите также
Древнекитайская философия
В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но
связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и
Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (мета ...
Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не
согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и
материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...
6. Реабилитация метафизической
проблематики
Основная
предпосылка возрождения метафизики в АФ — это попытка перевода традиционных
метафизических и эпистемологических вопросов в семантические, которые могут
быть решены аналитически.
...