Человеческий предел и ограниченность
Другая философия / Человеческий предел и ограниченность
Страница 4

Оглядываясь на историю развития человека и человечества, мы видим, что человек только тогда что-то познает - постигает до того непознанное, когда благодаря усилиям, умственному напряжению выходит за свои достигнутые, привычные границы.

Идет красивый ступенчатый процесс: напрягаясь - усиливается, подрастает и взбирается на новую небольшую ступеньку познания человек, и, взобравшись - имеет возможность повторить процесс опять. Так происхо­дит человеческая эволюция, благодаря оптимистам .

И мы примкнём к этим красавцам и оптимистически предположим - может, всё-таки суще­ствует нечто общее в этом Едином Мире, соединяющее неким образом Его составляющие - Видимый, Умопостигаемый и Невидимый Миры, - и одновременно присутствующее в челове­ке. Это дало бы возможность человеку, конечно, - не иметь в своей памяти знания о Бесконеч­ном, но может быть присутствовать в этих знаниях или иметь постоянную с ними связь, и то и другое позволило бы вывести на экран нашего сознания те или иные знания. Подобная голо­вокружительная фантастика возможна только при условии, что существуют мировые внечело-веческие знания, о которых упомянул Н. Кузанский как об «интеллигенциях». Именно об этих «интеллигенциях» так много и загадочно рассуждали наши любимые мудрые греки. Может, это те загадочные откровения святых всех религий и мудрецов всех народов? Как выйти на уро­вень или на связь с этими «интеллигенциями» и «откровениями». И если эта связь существует, то, может, она односторонняя и не зависит никак от человека, то есть односторонне исходит к человеку в некоторых случаях от окружающего Мира?

Сам Кузанский, зафиксировавший факт предела-тупика, даёт следующие рекомендации: «И Платон и Дионисий запретили обнародовать сокровенные тайны людям, не знающим духов­ных подъемов, потому что таким людям ничего не кажется смехотворнее высоких предметов.

Поэтому, если тебе сначала все покажется пустым бредом, то знай, что причиной твоя сла­бость и что стоит немного поупорствовать с максимальной жаждой знания и поучиться навыку медитации у кого-нибудь, - и ты начнешь ничего не ценить выше этого озарения и порадуешься найденному духовному сокровищу, причем придешь к этому за очень недолгое время». Странно слышать от немца слова о выходе в состояние озарения путём медитации, мы привыкли, что этим занимаются китайцы, японцы, буддисты, йоги или какие-то мистики. Но при вниматель­ном рассмотрении вопроса оказывается, что все великие философы, мудрецы и святые были в различной степени мистиками и говорили примерно одно и то же на интересующую нас тему. Дионисий, на которого ссылался Кузанский: «Итак, Божье мы должны познать не по человечес­кому обычаю, но целиком и полностью от самих себя отступившись и всецело перейдя в Бога.» Видимо, этот великий подразумевает тот же метод, что и Кузанский. Вот ещё один пример выс­казывания на имеющуюся у нас общность с Миром-Богом: «Отчего и как это происходит, что души забывают Бога - своего Отца? Отчего происходит, что они теряют знание о Боге, и о самих себе? Причина постигшего их зла лежит в них самих - в их замысле ни от кого не зависеть, а быть и жить по своей воле, от себя и для себя. Как только они вкусили сладости такого самосто­ятельного бытия, они тотчас дали волю своим прихотливым желаниям» - великий Плотин ука­зывает даже на последствия потери этой связи, этот язычник ещё не раз нас порадует своими мыслями.

Вслед за Кузанским, Дионисием и Платоном ту же мысль высказывает великий мусульма­нин Ибн-Араби, который интуитивному знанию уделял особое внимание:

<<Лишь знание скрепляет неразлучно:

Бог знает нас,

А потому Он - с нами

Его не зная, мы не с Ним».

Сам Господь в древнейшем священном индийском трактате говорит: «Знай со всей опре­деленностью, что Я - начало, Я - конец всего, что есть материального и всего, что есть духовно­го в этом мире.» (Бг.г7.т6.) То есть не то, чтобы связь между чем-то, но некая общность - начало во всём, в том числе и в человеке - пресловутая Божья искра в человеке, его божественность, которая и является естественным обеспечением этой общности-связи между человеком и ок­ружающим Миром. На этот факт множество раз указывает в своих трудах Елена Рерих: «Главная ошибка людей, - что они почитают себя вне Сущего.» То есть человек находится полностью в Едином Сущем, он является Его ничтожно малой частью. И сам этот факт уже должен свиде­тельствовать, что, бесспорно, имеется общность-связь между человеком и окружающим его Бесконечным Миром.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    6.4 Физикалистская метафизика Д.М.Армстронга
      "Текст австралийского философа Дэвида Армстронга, — писал А.Ф.Грязнов, — ... в нем изложена точка зрения «научного материализма» на проблему сознания и психических процессов. Это теч ...

    7.3 Холистичность теории интерпретации Д.Дэвидсона
      Семантика Дэвидсона развивалась в полемике с представлениями Куайна о переводе, где понятие 'перевод' понимается как включающее интерпретацию того, что говорится на нашем родном или друго ...

    9.1 Бертран Рассел: знание вещей и знание истин
      В теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным смыслам, в которых вообще может использо ...