Человеческий предел и ограниченность
Другая философия / Человеческий предел и ограниченность
Страница 3

Умопостигаемый Мир, как и всё, как и Весь Единый, - выступает по отношению к человеку в двух ипостасях: как помощник и друг, и как враг и лгун. Проблему этого мира пытались решить мудрейшие люди всех времён всех народов.

Например, несколько мыслей на эту тему латино­американского мудреца Дон Хуана, учителя Кастанеды: «Маги говорят, что мы находимся внут­ри пузыря . Мир не отдается нам прямо. Между нами и Миром находится описание мира. По­этому, правильно говоря, мы всегда на один шаг позади, и наше восприятие мира всегда только воспоминание о его восприятии . Наши глаза - это глаза тоналя (сознания) или, точнее, - наши глаза, выдрессированные тоналем. Поэтому тональ (сознание) считает их своими. Одним из источников твоего замешательства и неудобства является то, что твой тональ (сознание) не отступает от твоих глаз. В день, когда он это сделает, твой нагуаль (подсознание) выиграет ве­ликую битву . Нужно убедить тональ (сознание), что есть другие Миры, которые могут прохо­дить теми же самыми окнами».

Итак, какие же границы и пределы имеет наш мозг-ум? Его границы явно не совпадают с границами слуха и зрения, его объём охвата-восприятия информации явно намного больше. Видимо, границы обусловлены его же врождённой способностью запоминать-понимать и воз­можностью комбинирования, то есть силой воображения, что в совокупности можно назвать - силой мышления.

И всё-таки, по сравнению с Бесконечным Миром картина получается угрюмая. Ибо о Бес­конечном Мире и знания являются бесконечными. И .возможно, прав был мудрейший Чжуань-Цзы: «Жизнь конечна, тогда как знание бесконечно. Гнаться за бесконечным в этой конечной жизни воистину безнадежно!» Мы опять имеем хороший повод посмеяться над горделивыми учёными. Это же подтверждает и Н. Кузанский: «Протагор прав, говоря, что человек есть мера вещей . Почему чувство не постигает умопостигаемого, а интеллект интеллигенции, то есть того, что над ним? Потому, что никакое познание не имеет силы в отношении более сложно­го; ведь познание есть измерение, а мера проще, чем измеряемое, как единица - мера числа».

Да, сам Протагор угрюм и скептичен: «Человек есть мера всех вещей, тех, которые суще­ствуют, что они существуют, а тех, которые не существуют, что они не существуют». Далее Про­тагор почти повторяет слова мудрого китайца, и также делает из этого принципиальную пози­цию: «О Богах я не могу ничего знать, ни того, что Они существуют, ни того, что Они не существу­ют, ибо многое мешает знанию этого; мешает этому как темнота предмета, так и кратковременность жизни человека».

Усугубляет это печальное направление своим мыслями знаменитый Чжан Чжэн-Цзы: «У нас есть инстинктивная потребность искать Истину. Поиск Истины человеком - никогда непреходя­щая навязчивая идея. Если этот процесс не преобразован качественно, то он затянет в трясину тщетной погони . Накопления никогда не могут прийти к концу .». Он также указывает на воз­можность только частичного и неполного человеческого познания: «Мы не можем увидеть или испытать вещь непосредственно. Наш ум может дать только косвенную меру вещей, и не может привести нас с ней в прямой контакт».

Однако человек так устроен, что надежда на большее всегда живёт, и оптимистов всегда немного больше. Кроме того, в человеке, в самом деле, инстинктивно заложены от природы по­иск истины и накопление знаний. Некоторые умники даже утверждают, что этот инстинкт возник в результате накопления человеком лишней энергии при одновременном наличии свободного времени, и далее он закрепился генетически. То есть, получается картина, когда свободная энер­гия ищет и стремится познать саму себя. Правда, не всем людям почему - то присущ этот ин­стинкт, некоторым для полного счастья достаточно плотно поесть и после сладко заснуть перед телевизором. Возможно, это уже всё познавшие или понявшие бесконечность этого процесса.

Но для некоторых не важна цель, а важен сам процесс. «По сути дела я изучал Природу и искусство всегда лишь эгоистически, именно: чтобы формировать себя . Эта жажда как мож­но выше вознести к небесам пирамиду моего существования, основание, которой мне дано и упрочено, перевешивает все остальное и ни на мгновение не утоляется . Кто знает - не есть ли человек снова лишь бросок к более высокой цели?» - это неисправимый оптимист Гёте, которому удалось кроме гениальных стихов сделать несколько научных открытий. И, по его мнению, несмотря на конечную целевую бессмысленность накопления знания, сам процесс совершенствует человека, то есть сами его возможности сильно возрастают. И уже ради это­го нам стоит продолжить наш поисковый путь дальше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    1.3 "Опровержение идеализма" Дж.Э.Мура
      Гвидо Кюнг написал об этом прямо: "В конце прошлого столетия в Англии произошла философская революция. Дж. Э. Мур ниспроверг идеализм, господствовавший в то время в англоязычных ст ...

    10.6 Релятивистский подход к теории истины
      Использование в концепции значения как условий истинности представлений об относительной истинности привлекательно прежде всего тем, что может позволить выразить базовую для семантики ест ...

    7.1 Прагматический анализ
      Здесь мы рассмотрим взгляды тех философов, которые, в соответствии с традицией, в основном придерживаются эмпиристской ориентации и интересуются прежде всего философской интерпретацией нау ...