PhilosophyDay
Современная философия
Опыт самопознания Мишеля Эйкема де МонтеняДругая философия / Опыт самопознания Мишеля Эйкема де МонтеняСтраница 3
Ключевой проблемой «Опытов» является отвержение Монтенем мира «других» из-за его неистинности, а также из-за того, что его принятие могло привести к утрате свободы и самостоятельности. Но всё же Монтень не отделяет себя от «других», наоборот, Монтень считает, что познать «других» он сможет лишь тогда, когда познает себя.
При прочтении статьи Жана Старобинского «Монтень в движении» [6], можно заметить, что этот известный французский исследователь обнаружил, что движение мысли Монтеня состоит из трех этапов. На первом этапе Монтень, выявив, что настоящее, истинное бытие недоступно, и что первопричины многих вещей нам не постичь никогда, считая, что жизнь – совокупность «кажимостей», «привычек» и «обычаев», склонен признать этот мир несостоятельным. Это становится началом зарождения второй фазы, главной идеей которой является самоизоляция, то есть, согласно Монтеню, ограждение внутренней свободы как одного лишь подлинного человеческого достояния от всего того, что действует на неё извне. Но, подумав и поняв, что полная независимость и полное отстранение от «других» не приносит никакого внутреннего удовлетворения, Монтень решает скептически смотреть на мир и обнаруживает его полную «пустоту». Именно это и повлияло на мнение Монтеня, который понял, что не существует никакой скрытой реальности, ради которой и отрицались все «кажимости», так как полное преодоление этой действительности неосуществимо. И жизнь человеку дана для того, чтобы он прожил её, при этом пережив её во всех проявлениях. Но когда человек живёт, у него появляется привязанность к жизни. Именно эта привязанность и является «оборотной стороной скептического отрицания». Итак, единственное доступное для человека «бытие» - это жизнь среди себе подобных в постоянно изменяющемся мире, причем эта жизнь привязывает и не отпускает человека от себя. И именно в этот момент начинается третья фаза - происходит возврат к первой фазе в развитии мысли Монтеня, к человеческому обществу, причем этот возврат характеризуется уже полученным Монтенем опытом отрицания, но в то же время этот опыт дополнен новым взглядом автора на действительность и на мир. И новизна этого взгляда заключается в том, что он не предполагает зависимость от «кажимостей», от мнения других людей, от каких-то требований или законов, а утверждает лишь полностью сознательное принятие окружающей человека действительности, а также принятие человеком на себя обязательств перед окружающими и чувство долго, основой которого, согласно Монтеню, является «взаимная симпатия людей – их природное качество».
Несмотря на то, что автор «Опытов» не отрицает такого понятия как «ответственность» и даже выступает за него, он все же призывает к «гигиене действий» и пишет: «Я умел выполнять общественные обязанности, не отдаляясь от себя ни на одну пядь, и отдавать себя на службу другим, ничего не отнимая от самого себя» (книга третья, глава 10 «О том, что нужно владеть своей волей»). [4; книга третья, глава 10] Согласно Монтеню, смысл так называемой «дисциплины поступка» заключается в том, чтобы обладать достаточной энергии и твёрдостью для обеспечения общественного мира и спокойствия, при этом сохраняя внутренний покой и невозмутимость.
Смотрите также
1.3 "Опровержение
идеализма" Дж.Э.Мура
Гвидо Кюнг написал об этом прямо:
"В конце прошлого столетия в Англии произошла философская
революция. Дж. Э. Мур ниспроверг идеализм, господствовавший в то время в
англоязычных ст ...
10.7 Когерентная
теория истины
Истина
приписывается утверждениям, пропозициям или чему бы то ни было, что мы
принимаем за первичные носители истинностного значения, либо
·
п ...
13.4 Физикализм
Материалистическое понимание сознания в
основном представлено тезисом тождество ментального и физического. Это тождество,
в свою очередь, может пониматься или не пониматься редукционистски ...