Опыт самопознания Мишеля Эйкема де Монтеня
Другая философия / Опыт самопознания Мишеля Эйкема де Монтеня
Страница 4

Итак, можно сказать, что смысл этики Монтеня состоит в том, что нужно прислушиваться к голосу человеческой «природы», а также незадумываясь подчиняться так называемому «общественному закону», который управляет Вселенной.

Прислушаться к «всеобщему закону», принять его означает найти путь к самому себе. Добиться этого – единственная цель, которая достойна нас, и единственный способ улучшить несовершенное состояние своей души.

Автор «Опытов» не пытается предложить читателю какую-то доктрину или теорию, с помощью которой можно попытаться объяснить жизнь. Напротив, он лишь пытается найти наилучший способ, который бы на практике позволил человеку достойно прожить ту жизнь, которая ему отпущена. «Удел человеческий не в отчаянном вопрошании или безнадежном бунте против «творения», «творец» которого никак себя не являет, а в открытом и сознательном согласии до конца пережить и исчерпать условия человеческого существования, ведь в конечном счёте это и есть наше бытие, это и есть наше всё» (книга вторая, глава 3 «Обычай острова Кей»). [4; книга вторая, глава 3]

Паскаль пишет о Монтене: «Он попытался понять, какую мораль сумеет подсказать нам разум, лишенный света веры». [5] Однако, при прочтении «Опытов», можно было отметить, что Монтень помимо морали пытается найти и истину, хотя сам же потом пишет, что истиной может владеть одна лишь Божественная мысль. Именно в этой двойственности мышления и прослеживается двойственное положение мысли автора. Она оказалась между ренессансно-гуманистической философией и научным рационализмом и сам Монтень не может разобраться, к какой именно философской традиции он тяготеет больше.

Автор «Опытов» пишет: « Эти опыты – только проба моих природных способностей и ни в коем случае не испытание моих познаний. В том, что я говорю, я не отвечаю даже перед самим собой, не то что перед другими. Тот, кто ищет знания, пусть ищет его там, где оно находится, и я меньше всего вижу свое призвание в том, чтобы дать его» (книга вторая, глава 10 «О книгах»). [4; книга вторая, глава 10] Итак, метод самопознания Монтеня заключается в том, что он берёт на рассмотрение какую-либо проблему, анализирует её, пытается раскрыть всю её проблематику и сложность, потом пишет о своих колебаниях по поводу взятой проблемы, подвергает критике точки зрения тех философов, которые уже пытались найти подходы к решению данной проблемы. После этого Монтень сам пытается найти ответ на волнующий его вопрос, после чего понимает, что истинно верного ответа дать не в состоянии и в последствии возвращается к этому вопросу уже в следующей главе или книге «Опытов». Его мысль как бы движется по кругу. Монтень понимает, что он не может принять окончательного решения по рассматриваемой им проблеме, поэтому он пытается хотя бы рассматривать её, надеясь на то, что, возможно, хотя бы на примере его собственных размышлении его читатели смогут понять и попытаться найти искомое решение. Монтень никогда не говорит «последнего слова», он даёт возможность читателю самому раскрыть своё «я», самому получить те знания, которые ему необходимы.

Сомнения Монтеня не убивают разум, напротив, они стремятся привести его в действие. Сомнения приводят к разрушению сложившихся стереотипов, к доказательству несостоятельности имеющихся знаний и сложившейся истины, но они заставляют человека задуматься, начать поиск знаний, истины, ведь, согласно Монтеню, истина непостижима, и искать её нужно на протяжении всей жизни, ответ же будет только в конце, «на том свете». «Разум человека, - согласно Монтеню, - идет нетвердой походкой, ковыляя и прихрамывая. Он всегда перемешан как с ложью, так и с истиной, поэтому нелегко обнаружить его неисправность и его недочёты» (книга вторая, глава 12 «Апология Раймунда Сабундского»). [4; книга вторая, глава 12] Задача автора «Опытов» заключается в том, чтобы, допуская сомнение как одно из главных действий разума, не допустить саморазрушения разума. И, действительно, «постоянное самоизобличение человеческой рациональности не ведёт к её гибели, но вместо способности разума к познанию на первый план выдвигается его способность к мудрости, заключающейся в неизменно радостном восприятии жизни, когда сама радость оправдывается честно выполняемым долгом», - писал о Монтене Г.К. Косиков. [2; с.31] Итак, можно заметить, что для Монтеня вопрос состоит не в том, как решить проблему человечества, а лишь в том, как же описать человека как проблему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    6.  Реабилитация метафизической проблематики
      Основная предпосылка возрождения метафизики в АФ — это попытка перевода традиционных метафизических и эпистемологических вопросов в семантические, которые могут быть решены аналитически. ...

    Кьеркегор и Шпенглер.
    Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального существования человека, ибо только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смы ...

    7.2 Концепция онтологической относительности и холистический тезис Куайна
      Известный "онтологический критерий" У. Куайна — "Существовать — значит быть значением квантифицируемой переменной" — выступает инверсией семантического критерия, ...