PhilosophyDay
Современная философия
Творчество и аскетизм. Гениальность и святостьДругая философия / Николай Бердяев. Смысл творчества (опыт оправдания человека) / Творчество и аскетизм. Гениальность и святостьСтраница 2
Творчество вполне принимает и блюдет евангельскую заповедь – не любить "мира", ни того, что в "мире". Творящий чувствует себя не от "мира сего". Творчество есть преодоление "мира" в евангельском смысле, преодоление иное, чем аскетизм, но равноценное ему.
Подлинное творчество не может быть демоническим, оно всегда есть выход из тьмы. Демоническое зло человеческой природы сгорает в творческом экстазе, претворяется в иное бытие. Ибо всякое зло есть прикованность к этому "миру", к его страстям и его тяжести. Творческий подъем отрывает от тяжести этого "мира" и претворяет страсть в иное бытие. Диавол не силен творить, и не творческое все, что от него. Диавол лжет, что творит, он крадет у Бога и карикатурит. Творец может быть демоничен, и демонизм его может отпечатлеться на его творении. Но не может быть демонично великое творение, творческая ценность и породивший ее творческий экстаз. Я думаю, что в природе Леонардо был демонический яд. Но в творческом акте сгорел демонизм Леонардо, претворился в иное, в свободное от "мира" бытие. В Джоконде, в Вакхе, в Иоанне Крестителе просвечивает демонизм леонардовской природы. Но обречены ли сгореть в адском огне великие творения леонардовского гения? Нет, в этих творениях уже сгорело зло леонардовской природы и демонизм его претворился в иное бытие, пройдя через творческий экстаз гения. В Джоконде есть вечная красота, которая войдет в вечную божественную жизнь. Творческая жизнь есть жизнь вечная, а не тленная. И как бессильны и жалки морализирования над великими творениями. Рождающаяся в творческом акте красота есть уже переход из "мира сего" в космос, в иное бытие, и в ней не может быть тьмы, которая была еще в грешной природе творившего. Подлинная картина или стихотворение не принадлежат уже к физическому плану бытия, в них нет материальной тяжести, они входят в свободный космос. И творческий акт есть самооткровение и самоценность, не знающая над собой внешнего суда.
Смотрите также
14.3 Методологический плюрализм
традиций
Теперь,
после обсуждения тематических корреляций, рассмотрим методы исследований
аналитической философии и феноменологии. Сначала следует ввести одно важное
замечание относительно пониман ...
3.4 Дискуссия о языке наблюдения
Исходной
точкой исследований венцев был "Трактат", согласно одному из
фундаментальных тезисов которого утверждение истинно, если факт или состояние
дел, выраженные этим утвержде ...
1.3 "Опровержение
идеализма" Дж.Э.Мура
Гвидо Кюнг написал об этом прямо:
"В конце прошлого столетия в Англии произошла философская
революция. Дж. Э. Мур ниспроверг идеализм, господствовавший в то время в
англоязычных ст ...