PhilosophyDay
Современная философия
11.3.1 Согласование концептуальных схемДругая философия / Аналитическая философия / 11. Конструктивистская
парадигма и расширенные теории референции / 11.3 Конвенциональность истины и
значения / 11.3.1 Согласование концептуальных схемСтраница 2
, и эти элементы состоят в той связи, на которую указывает P
".
Напротив, выражения, указывающие на некоторые конвенциональные классы и на связи между ними, не могут быть истинны в отношении такого же прямого соответствия миру, как абсолютно-истинные выражения, потому что они оперируют категориями, находящимися в ином отношении к содержанию мира.
истинно относительно конвенциональной концептуальной схемы W
" будет означать в таком случае: "мир таков, что его содержание может быть традиционно (скажем, в силу действующего соглашения) классифицировано посредством W
тем способом, на который указывает P
"[585].
Такой подход не означает взаимоисключаемость абсолютной и относительной истин: выражение может являться в одно и то же время и абсолютно, и относительно истинным. Концептуальная схема W
может использовать категории, которые образуют не только искусственные классы, но также и естественные виды. Кроме того, некоторое выражение P
может быть абсолютно-ложно, потому что термины W
будут не в состоянии указывать на естественные виды, но относительно-истиннно, потому что мир охватывается конвенциональными категориями тем способом, на который указывает Р
. Отсюда следует, что хотя абсолютная истина так же, как и относительная, располагает ассоциированной концептуальной схемой, определяющим различием является онтологический статус этой схемы. В этом, в частности, состоит причина того, почему относительная истина может быть выражена трехместным отношением, а абсолютная — нет: третий термин такого отношения, концептуальная схема, должен быть отчетливо отделен от двух остальных[586]. Схема W
, истолкованная как схема внешних (конвенциональных) классификаций, удовлетворяет этому требованию, но если W
полагается не более чем констатацией признаков референта, то такое W
не будет обладать достаточной онтологической автономностью от референта: отношение W
— референт не будет коррелировать с отношением Р
— референт, и, следовательно, трехместное отношение между этими тремя терминами не будет ни онтологически однородным, ни сообщающим о мире нечто значимое. Поэтому привлечение концептуальной схемы для выражения абсолютной истины оказывается избыточным.
Отсюда проясняется индивидуальный характер понятия "концептуальная схема"
: это — индивидуальная картина мира, образуемая системой ментальных репрезентаций (концептов)
.
Существует столько W
, сколько есть языковых субъектов (носителей языка L
), и существует множество референций, истинных для всех W
. Такое множество некоторым образом характеризует область конвенционального для всех носителей языка L
— например, можно сказать, что оно представляет ее содержание. Если же мы универсализируем понятие концептуальной схемы — допустим, отождествляем владение концептуальной схемой с владением языком, — то мы затрудняемся объяснить с его помощью понятие конвенции, поскольку впадаем в порочный круг, о котором предостерегал Куайн: для того, чтобы применять конвенцию, которая была бы достаточно общей для обеспечения истинности высказываний, мы уже будем должны использовать истинные высказывания в рассуждении, применяющем конвенцию к индивидуальным приложениям.
Смотрите также
12.1 Концепция понимания языка
М.Даммита
Характеризуя
роль Даммита в том, что можно было бы назвать "сменой когнитивных парадигм
в аналитической философии языка", В.В.Петров писал: "В конце 60-х —
начале 70-х годо ...
8.2 Инструменталистская семантика
(М.Даммит, Г.Кастаньеда)
Исследователи,
стоящие на позициях эпистемической (верификационистской, инструменталистской)
семантики, сами не употребляют этого названия. Однако речь идет о семантике,
которая выделяет ...
Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не
согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и
материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...