PhilosophyDay
Современная философия
11.3.1 Согласование концептуальных схемДругая философия / Аналитическая философия / 11. Конструктивистская
парадигма и расширенные теории референции / 11.3 Конвенциональность истины и
значения / 11.3.1 Согласование концептуальных схемСтраница 4
II. Предположим, что А и Б верят в загробную жизнь. Они говорят на одном языке и понимают друг друга. Но Б приводит такое доказательство этого тезиса, которое А никак не может считать доказательством.
Если А в ответ на требование Б предъявить доказательства существования загробной жизни бьет его палкою (не насмерть) с целью убедить собеседника, то мы полагаем (сторонний наблюдатель В может считать), что они действовали в рамках разных конвенций. Для А его действия обладали доказательной силой, а для Б — нет.
Поскольку А и Б говорят на одном языке, то Wa
и W
б
имеют общее Ξ
, но из примеров мы видим, что конвенция не всегда является источником интерсубъективной проверяемости. В данном случае для успеха проверяемости Wa
и W
б
должны не только иметь общее Ξ
, но и иметь возможность дальнейшего взаимного согласования концептуальных схем, которое может быть проведено относительно внеязыковых ориентиров. Конвенция задает рамки и/или указывает направление такого согласования, но не заполняет его предметную (содержательную) область[592].
Таким образом, ситуации, которые мы можем рассматривать как примеры реализации конвенций, предстают как целесообразное единство действий и языковых выражений. Такая ситуация предполагается развивающейся в направлении соответствующей цели — например, достижения понимания — при правильном применении языка. Можно сказать, например, что языковое выражение употреблено правильно, если цель, которую ставил перед собой говорящий при его произнесении, достигнута. Поэтому если мы строим объяснение конвенции на "слабом" варианте релятивизма, то такое объяснение предполагает не то, что необходимые истины созданы в соответствии с соглашением, а только то, что необходимые истины (например, естественнонаучные) традиционно выражаются в одних терминах скорее, чем в других.
Итак, мы установили, что языковая конвенция обеспечивает возможность взаимного согласования индивидуальных концептуальных схем и что пределы такого согласования связаны с характером отсылки к внеязыковому миру, представляемой языковыми выражениями. Поэтому дальнейшее обсуждение конвенции должно более определенно учитывать соотношение между языковыми знаками, концептуальными схемами и внеязыковым миром.
Смотрите также
Средневековая философия. Главное – БОГ!!!
Вера, церковь. Филон.- разработал учение о логосе, который есть то высшая
идея, то верховный архангел- иудейские законы – это законы природы и они имеют
значение для всех- человек – интеллектуальное ...
10.4 Прагматическая
теория истины
В
классическом прагматизме Ч.С.Пирса и его последователей носителем истины
признается идея — термин, свободно используемый этими философами
для обозначения мнений, полаганий, утверждений ...
13. Аналитическая
философия сознания
Философский
интерес к сознанию исторически был обусловлен не только важностью этого понятия
для понимания рациональности и разумности, но еще и тем, что существование
сознания бросало сам ...