PhilosophyDay
Современная философия
Философия политики в системе политических наукДругая философия / Философия политики в системе политических наукСтраница 1
Относительно поздно – лишь на рубеже XIX – ХХ веков – политология наряду с социологией, психологией и рядом других отаслей знаний об обществе и человеке отпочковалась от материнского древа философии, в рамках которой со времен античности осуществлялось изучение власти, государства и политического процесса.
Поначалу политология выполняла чисто эмпирические задачи, во многом сближаясь с политической социологией. Опираясь прежде всего на позитивизм, она, как правило, не ставила перед собой задач подняться до глубоких теоретических обобщений, выявить общезначимые закономерности, объяснить политические универсалии. Эти проблемы исследователи по-прежнему пытались разрешить в рамках философской традиции.
Традиции философского осмысления проблем политики были заложены еще в античности, развивались в трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескьё, И. Канта, Г. Гегеля, Дж. С. Милля и других мыслителей. Трудно назвать социального философа, в той или иной степени не затрагивавшего проблемы политики. Но вряд ли существовали и политические деятели, которые (подчас бессознательно) не искали бы философской поддержки для обоснования своих практических программ и действий. Политика была и остается одной из основных сфер приложения философского знания.
Вопрос о месте и характере политической философии в системе политических знаний интересен и актуален. Ведь именно философия всегда играла роль критика догм обыденного сознания, разного рода мифологем и идеологем. Для современного российского общества политическая философия, сделавшая предметом своей рефлексии политические процессы, сегодня особенно необходима.
Существует два основных подхода к пониманию задач политической философии: историко-политический и концептуальный.
Первый подход предполагает рассмотрение философских корней политики через сравнительное изучение взглядов политических мыслителей прошлого и настоящего. Речь идет не об истории политических учений или истории философии, но о принципиальной схеме становления и развития магистральных политических идей в их философском осмыслении. Именно так построил свое монографическое исследование «Введение в политическую философию» английский философ А. Мюррей. Аналогичный подход присущ также американским ученым Дж. Соммервиллу и Р. Сантони.
В рамках второго подхода существуют как минимум два направления – «широкое» и «узкое». Среди представителей первого – американские философы Н. Бови и Р. Саймон, полагающие, что политическая философия есть важнейшая составная часть политического анализа. Во-первых, она разъясняет концепции и аргументы, составляющие политический дискурс. Без анализа таких понятий как «власть», «права человека», «справедливость», «свобода», «общественное благо» невозможно понять реальные политические конфликты и противоречия. Во-вторых, философия политики, по мнению Н. Бови и Р. Саймона, призвана формулировать, оценивать и вводить критерии для характеристики политического и социального порядка.
Философы, придерживающиеся «широкого» подхода относят к числу важнейших сюжетов философии политики следующие: основания политических институтов и политического поведения, идеи государства, суверенитета, нации, гражданственности, свободы, прав и обязанностей человека, справедливости и равенства.
«Узкое» понимание предмета философии политики предполагает не просто концентрацию внимания исследователя на одной из проблем, а выдвижение ее как стержневой, если вообще не превращение ее в единственную тему рассматриваемой отрасли знания. Тогда вся философия политики сводится либо к отношениям индивида и власти, либо к государству и его институтам, к справедливости, политическому порядку. Так, Б. Алмонд пишет, что «политическая философия в прошлом интересовалась, главным образом, проблемой принуждения, обязанностями индивида подчиняться и правом государства добиваться согласия.» Действительно, отношения между гражданами и властью – один из центральных вопросов политической философии, но ее содержание этим не исчерпывается. Несколько иной, но столь же «зауженный» подход присущ Р. Нозику, утверждавшему, что «фундаментальный вопрос политической философии, предшествующий вопросам о том, как должно быть организовано государство, заключается в том, есть ли вообще необходимость в государстве.»
Смотрите также
Древнегреческая философия. Софисты. Сократ. Софистика
Открывает новый период – рационалистический! - Главная цель спора – не
истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского
иск-ва), где важным было не только красиво говори ...
13.6 Репрезентативное сознание
Согласно распространенному убеждению,
сознание репрезентативно и интенционально. Репрезентативность предполагает, что
сознание таково, что его (по крайней мере, некоторые) содержания указы ...
5.5 Интенционалистские теории языка
(П.Грайс, Дж.Серль)
Интенционализм
— одно из крупных направлений в современной аналитической философии языка.
Основная претензия интенционализма — доказать, что концептуально первичным и
ключевым для философ ...