PhilosophyDay
Современная философия
Философия политики в системе политических наукДругая философия / Философия политики в системе политических наукСтраница 5
К основным функциям политической философии можно отнести следующие:
1. Критико-аналитическую, предполагающую теоретическое и философское осмысление происходящих в обществе политических процессов, анализ фундаментальных основ политики, исследование универсальных законов и принципов политики и власти, их институциональных и символических форм, человеческого измерения политики, философского смысла основных концепций политических отношений, структуру власти, этических и ценностных аспектов политики, ее нравственного содержания.
2. Прогностически-рекомендательную, направленную на формулирование альтернативных целей политического развития применительно к той или иной конкретной ситуации. Попытки заглянуть в будущее всегда занимали видное место в анализе стоящих перед государственными деятелями проблем. Успех или неуспех в предвидении политических событий нередко оборачивается победой или поражением политических замыслов. Речь идет не о простой логической экстраполяции на будущее характерных примет и традиций сегодняшнего дня – для этого подхода будущее обычно оказывается непроницаемым, а о творческом применении выявленных закономерностей и тенденций развития политических процессов с учетом качественных изменений в социокультурной сфере. Опираясь на этот анализ, философия политики дает рекомендации по корректировке и изменению политического курса.
3. Функцию разработки понятийно-категориального аппарата политической науки. Постижение теорий, принципов, мыслей, лежащих в основе мира политического раскрывается в понятиях. «В философии, – писал Т. Гоббс, – определения предшествуют определяемым именам. При обучении философии начинают именно с определений и весь дальнейший процесс приобретения знания сложных вещей осуществляется посредством синтеза, путем сложения понятий».
4. Просветительско-воспитательную, готовящую политическое сознание к возможным изменениям и преобразованиям в обществе. Просвещение позволяет смягчить возникающие в обществе противоречия между своим собственным опытом, зачастую догматизированным господствующей парадигмой, и постоянно обновляющимися теориями, рождающимися из соприкосновения с другими парадигмами и традициями, из переосмысления идейного наследия ушедших эпох и другого опыта. Поэтому одной из важнейших задач политико-философского анализа остается изучение и распространение мирового опыта, сопоставление с ним накопленного теоретического багажа, что способствует формированию новых политических идей и принципов.
Дискуссионным в современной политико-философской науке является вопрос о том, как соотносятся понятия «политическая философия» и «философия политики». Об этом говорят материалы «круглого стола», проведенного журналом «Вопросы философии» и опубликованные в этом журнале в № 4 за 2002 год.
Часть авторов использует эти понятия как синонимы и употребляют их для наименования одной и той же части философско-политических исследований. Среди российских авторов к таковым относятся К.С. Гаджиев, И.А. Гобозов, А.С. Панарин и другие. Некоторые российские философы, например, Б.Г. Капустин, считают, что их необходимо различать. Если философия политики, по его мнению, это некое «приложение» общей философии к предмету политики, то политическая философия представляет собой содержательно и методологически самостоятельный вид знаний. Для политической философии (в отличие от философии политики) «общая философия» – не «царица наук», а «собеседница». Политическая философия, как пишет Б.Г. Капустин, отличается от философии политики тем, что первая не есть «прикладное знание», а скорее саморефлексия политики как политической и исторической практики через ее свободу. В этом смысле политическая философия рефлектирует саму возможность и условия политики, не отделимой от свободы и творчества. Как отмечает Б.Г. Капустин, рефлективность политической философии отличает ее и от политической науки. Последняя «позитивна», ее компетенция – описание того, как функционируют механизмы и процедуры принятия решений и разрешения конфликтов, определяемых в общих чертах заложенными основаниями. Этот материал необходим и политической философии, в качестве того материала, в отношении которого она осуществляет свою критическую рефлексию. Но смысловой вопрос: «зачем?» – не может быть подменен вопросом о технологиях: «как?». Объемное, осмысленное и практически значимое знание о мире политического возникает, таким образом, только в «дуге напряжения» между политической наукой и политической философией.
Смотрите также
6.4 Физикалистская метафизика
Д.М.Армстронга
"Текст
австралийского философа Дэвида Армстронга, — писал А.Ф.Грязнов, — ... в нем
изложена точка зрения «научного материализма» на проблему сознания и психических
процессов. Это теч ...
5.4 Теория речевых актов Дж.Остина
Переход
от интенциональных состояний к лингвистическим актам активно обсуждался еще в
лингвистической философии в связи с употреблением выражения "Я знаю".
Как известно, предста ...
Введение.
Эволюция и основные характеристики аналитической философии
Под
анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы
точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку
переписать те утверждения, кото ...